Достижения и проблемы в развитии белорусской культуры XVIII века – нач. XX века

Материалы » Культура Российской империи XVIII в. – нач. XX в » Достижения и проблемы в развитии белорусской культуры XVIII века – нач. XX века

Страница 1

В XIX в. название «Беларусь, Белоруссия», наконец, закрепилось за всей территорией нашей ныне суверенной страны (еще в XVIII в. оно относилось преимущественно к ее восточным областям). В течение нескольких десятилетий после присоединения белорусских земель к Российской империи в их культурной жизни продолжал господствовать польский язык. Самой массовой конфессией оставалось униатство. В значительной мере сохраняла свои позиции Римско-Католическая Церковь.

Переломным моментом стало восстание 1830 – 1831 гг., имевшее целью восстановить независимость Речи Посполитой. После его подавления имперские власти решили устранить по возможности все источники и проявления польского и литвинского (белорусского) сепаратизма. Был закрыт Виленский университет (до 1802 г. – Главная школа ВКЛ), осуществлялась тотальная руссификация системы образования. Власти также поддержали движение среди униатов за переход в православие. На Полоцком соборе 1839 г. униатское руководство объявило о воссоединении своей Церкви с Русской Православной Церковью. Правда, не все верующие захотели добровольно возвращаться к «вере предков» - многих пришлось принуждать полицейскими методами. При этом массово уничтожались предметы униатского культа, в т. ч. имеющие значительную историческую и художественную ценность.

События конца XVIII – начала XIX вв. остро поставили вопрос о национально-культурной идентичности белорусов, об их месте в истории. Статус официальной идеологии получила концепция западноруссизма (такое название ей дали позднейшие критики), которую в Беларуси разрабатывали историки М. Коялович (1828 - 1891), И Григорович (1792 - 1852), А. Сапунов (1851 - 1924). Согласно этой концепции белорусы наряду с великороссами и малороссами (украинцами) являются ветвью единого русского народа. Белорусская культура рассматривалась, соответственно, как вариант русской культуры, более или менее интересный. Западноруссизм утверждал естественно-исторический характер пребывания белорусов в составе Российской империи и в лоне Православной Церкви.

Альтернативная точка зрения утверждала существование самостоятельного белорусского этноса, имеющего оригинальные традиции языка и культурной жизни. К такому взгляду на белорусов склонялись многие ученые (историки, этнографы, языковеды), например, И. Носович (1788 - 1877), А. Киркор (1818 - 1886), Е. Карский (1860 - 1931). Его отстаивали участники революционно-демократического движения, такие как К. Калиновский (1838 - 1864), один из вождей восстания 1863 – 1864 гг., и члены Белорусской Социалистической Грамады (под таким названием она существовала с 1903 г.).

Исключительно важной формой выработки национального самосознания белорусов стала литература. А. Мицкевич (1798 - 1855), автор поэм «Деды», «Пан Тадеуш» и др., Я Борщевский (? - 1851), автор прозаического цикла «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах», В. Дунин-Марцинкевич (1808 - 1884), автор пьес «Крестьянка», «Пинская шляхта» и др., хоть и писали все больше по-польски, но постоянно обращались в своем творчестве к темам и образам белорусского фольклора, к особенностям народной речи. Я. Чечот (1796 – 1847) издал шесть сборников «Крестьянских песен» (на языке оригиналов и в переводе на польский) и сам стал писать стихи на белорусском языке, вернув его тем самым в сферу высокой культуры. Вершиной белорусской литературы XIX в. часто называют творчество Ф. Богушевича, поэта и писателя остро социальной направленности. Не имея возможности публиковаться на территории Российской империи, он вынужден был издать свои стихотворные сборники «Дудка белорусская» и «Смычок белорусский» за границей.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Архитектура Древнего Рима
Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, ростом римского города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел у ...

Краткая история использования спецэффектов и элементов анимации в игровых лентах
1896-1912: Одним из родоначальников "иллюзионистского" направления в кино был, как известно, француз Жорж Мельес, снявший в период с 1896 по 1912 годы около 4000 фильмов, преимущественно фантастических и приключенческих. Мельес ...

Ермолова и театр
К лучшим ролям Ермоловой принадлежат также Эстрелья ("Звезда Севильи" Лопе де Вега, 1886), Федра (о. п. Расина, 1890), Сафо (о. п. Грильпарпера, 1892), Офелия (1878, 1891), Гермиона ("Зимняя сказка", 1887), леди Макбет ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы