Натурализм

Материалы » Западноевропейская культура Нового времени XVII-XIX веков » Натурализм

Натурализм (франц. naturalisme, от латин. nature - природа) - художественный метод, сложившийся в западноевропейской и американской культуре последней трети ХIХ века под влиянием философии позитивизма О. Конта, Г. Спенсера, И. Тэна и стремившийся в произведениях искусства к бесстрастному воспроизведению реальности. В соответствии с методологией позитивизма, природа искусства объяснялась существующей, посредством представлений, заимствованных у естествознания. В своих произведениях художник-натуралист должен абсолютизировать первооснову бытия, стремиться к внешнему правдоподобию деталей, протокольному описанию, изображению единичных явлений. При этом влияние социального фактора явно преуменьшается. Первостепенное значение натуралисты придавали точному описанию фактов действительности, «кусков жизни», усматривая в подобном описании непременное условие правдивости искусства. Таким образом, натурализм ставил перед художником две задачи:

- достигнуть правдивого, а точнее жизнеподобного изображения современной жизни;

- дать в художественном произведении ее правдивую интерпретацию, основанную на методе и достижениях естественных наук.

Натурализм возник и программно оформился, прежде всего, во Франции. Теоретиком и главой данного направления выступил французский писатель Эмиль Золя (1840-1902). Своеобразным манифестом натурализма стала работа Ипполита Тэна (1828-1823) «Введение в историю английской литературы» (1864), в которой автор выдвинул триаду - «раса», «среда», «момент», имеющую существенное значение для понимания искусства и означающую:

- национальные особенности личности художника;

- исторический момент, на который приходится его деятельность;

- среду, формирующую его творчество.

Приверженцы натурализма в искусстве рассматривали человека как пассивный результат неотвратимого воздействия наследственности и материальной среды. Следует заметить, что постепенно натурализм начинает тяготеть к документальности, достаточно широко вводя документ в искусство. В 70-80-е годы XIX века натурализм поднимал очень важные темы:

- детально показывал жизнь обездоленных и угнетенных;

- исследовал механизмы взаимодействия человека и среды с целью ее разумной организации;

- активизировал внимание на роль бессознательных моментов в человеческой психике.

На рубеже ХIХ-ХХ веков художественные приемы натурализма будут востребованы в отдельных направлениях модернизма. Среди писателей наиболее известными приверженцами натурализма являются французы - братья Эдмон (1822-1896) и Жюль (1830-1870) де Гонкуры, Эмиль Золя (1840-1902), Ги де Мо-пассан(1850-1893); немцы - Арно Хольц (1863-1929) и Герхарт Гауптман (1862-1946); англичанин - Джордж Мур (1852-1933). В России влияние натурализма было ощутимо в творчестве Петра Боборыкина (1836-1921), Дмитрия Мамина-Сибиряка (1852-1912), Ивана Панаева (1812-1862).

Другие публикации:

Карнавал в Бразилии
Карнавал - это самый большой, красочный, эмоциональный, яркий, народный праздник Бразилии, хотя в настоящее время, в некоторых районах страны, ему и пришлось потесниться перед другими праздниками. Карнавал в Рио-де-Жанейро - наиболее ярко ...

Личность как субъект и объект культуры
Личность определяется как "индивидуальная внутренняя социальность, конкретный ансамбль социальных качеств человеческой индивидуальности", "устойчивая совокупность социально значимых черт", характеризующих индивида, про ...

Собор Святого Петра в Риме: история строительства
Собор св. Петра, в том виде, в котором мы его сейчас знаем – это результат перестроек, осуществлявшихся на протяжении долгих веков. Теперь это самый большой собор в мире. Собор стоит на месте, где по преданию был погребен апостол Петр. О ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы