Космогонические и антропогонические представления

Материалы » Культура древних цивилизаций Месопотамии » Космогонические и антропогонические представления

Космогония Вавилона. Наиболее разработаны аккадские космогонические воззрения. Они получили изложение в тексте на 7 табличках, первые слова которого начинаются – "Когда вверху". Некоторые сведения содержат "Поэма о Мардуке", мифы о богине Иштар и др.

Первоначально в мире существовал первобытный хаос, называемый Апсу (шум. Абзу), представлявший мужское олицетворение подземной бездны, и являвшийся первопричиной жизни, муж Тиамат, женское олицетворение этого. Тиамат изображалась в виде чудовищного дракона или семиголовой гидры. Апсу и Тиамат, мешая свои воды создают первых богов старшего поколения Лахму и Лахаму. Затем начинается борьба между Апсу и «молодым поколением» богов. Апсу строит планы их уничтожения. Но Эйя (шумер. Энки) усыпляет, а затем убивает Апсу.

Тиамат, жена Апсу, намеревается отомстить богам за убийство мужа. Боги собираются на большой совет, и там выступает молодой бог Мардук (сын Эйя) и обещает сразиться с Тиамат, но требует, чтобы его ввели в совет и сделали верховным божеством. Боги избирают его своим главой и благословляют на битву.

Мардук рассекает тело Тиамат на 2 части и творит мир. Из нижней части он создает землю, из верхней – небо. Затем на небесном своде появляется 12 созвездий, которые будут стоять на страже 2 тыс. лет. Первое созвездие на страже – Близнецы, Телец, Овен и т.д. Богам Шамашу и Сину Мардук велел разделить между собой сутки. Так был создан мир. Шумерские космогонические представления в противовес аккадским не так ясны.

Антропогонические представления. По аккадским представлениям Мардук лепит человека из глины, добавляя к ней кровь богини Тиамат. В шумерской мифологии Энки и Нинмах (в шумер.-аккад. мифологии богиня-мать) лепят человека из глины Абзу (подземного мирового океана) и привлекают к этому богиню Намму («мать, давшую жизнь всем богам»). Человека создают для того, чтобы он трудился на богов. Когда человек был изготовлен и определена его судьба, боги устроили пир. Там захмелевшие Энки и Нинмах снова принимаются лепить людей, но у них получаются только уроды.

В вавилоно-ассирийской мифологии со временем появляется такое понятие как "личные боги". Это свидетельствуют, что в вавилонской мифологии намечаются тенденции к более тесному, индивидуальному общению с божеством.

Другие публикации:

Биография Питера Брейгеля
Биограф Брейгеля Карель ван Мандер в своей «Книге о живописцах», опубликованной спустя 35 лет после смерти художника, называет его уроженцем Бреды, маленького городка на границе современной Бельгии и Голландии; в некоторых источниках иног ...

Проблемы использования новейших технологий в современном кинематографе
Профессор Мишот Ван Ден Берк в международном журнале "Фильмология" написал так: "Просматривая фильм, зритель чувствует, что он видит на экране "правду". Возникает чувство, которое невозможно аналогичным образом со ...

Знаменитые работы
Удивительная манера Модильяни особенно ярко проявилась в его ню и портретах. Именно эти работы, прежде всего, выдвинули его на ведущие позиции в искусстве ХХ века. Творческий путь Модильяни оказался трагически коротким. Ему было отпущено ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы