Космогония Вавилона. Наиболее разработаны аккадские космогонические воззрения. Они получили изложение в тексте на 7 табличках, первые слова которого начинаются – "Когда вверху". Некоторые сведения содержат "Поэма о Мардуке", мифы о богине Иштар и др.
Первоначально в мире существовал первобытный хаос, называемый Апсу (шум. Абзу), представлявший мужское олицетворение подземной бездны, и являвшийся первопричиной жизни, муж Тиамат, женское олицетворение этого. Тиамат изображалась в виде чудовищного дракона или семиголовой гидры. Апсу и Тиамат, мешая свои воды создают первых богов старшего поколения Лахму и Лахаму. Затем начинается борьба между Апсу и «молодым поколением» богов. Апсу строит планы их уничтожения. Но Эйя (шумер. Энки) усыпляет, а затем убивает Апсу.
Тиамат, жена Апсу, намеревается отомстить богам за убийство мужа. Боги собираются на большой совет, и там выступает молодой бог Мардук (сын Эйя) и обещает сразиться с Тиамат, но требует, чтобы его ввели в совет и сделали верховным божеством. Боги избирают его своим главой и благословляют на битву.
Мардук рассекает тело Тиамат на 2 части и творит мир. Из нижней части он создает землю, из верхней – небо. Затем на небесном своде появляется 12 созвездий, которые будут стоять на страже 2 тыс. лет. Первое созвездие на страже – Близнецы, Телец, Овен и т.д. Богам Шамашу и Сину Мардук велел разделить между собой сутки. Так был создан мир. Шумерские космогонические представления в противовес аккадским не так ясны.
Антропогонические представления. По аккадским представлениям Мардук лепит человека из глины, добавляя к ней кровь богини Тиамат. В шумерской мифологии Энки и Нинмах (в шумер.-аккад. мифологии богиня-мать) лепят человека из глины Абзу (подземного мирового океана) и привлекают к этому богиню Намму («мать, давшую жизнь всем богам»). Человека создают для того, чтобы он трудился на богов. Когда человек был изготовлен и определена его судьба, боги устроили пир. Там захмелевшие Энки и Нинмах снова принимаются лепить людей, но у них получаются только уроды.
В вавилоно-ассирийской мифологии со временем появляется такое понятие как "личные боги". Это свидетельствуют, что в вавилонской мифологии намечаются тенденции к более тесному, индивидуальному общению с божеством.
Другие публикации:
Наука. Образование
Для средневековой русской религиозной культуры типичным было мистико-символическое объяснение явлений природы. Например, солнечное затмение 1366 г. объяснено в летописи божьим гневом за то, что египетский султан преследовал христиан, &quo ...
Фольклорный танец
Фольклорный танец подразумевает соучастие зрителей, в нем запечатлеваются основные черты характера и темперамента создавшего его народа. Это обычно танец анонимного происхождения, передающийся от поколения к поколению. Хотя фольклорный та ...
Технология обработки камня
Технология обработки твердого камня состоит из следующих этапов:
- сортировка сырья;
- распиловка;
- сверловка (ощипка);
- подбивка;
- шлифовка;
- полировка.
Камень сортируется по окраске и рисунку; существенным показателем качеств ...