Космогонические и антропогонические представления

Материалы » Культура древних цивилизаций Месопотамии » Космогонические и антропогонические представления

Космогония Вавилона. Наиболее разработаны аккадские космогонические воззрения. Они получили изложение в тексте на 7 табличках, первые слова которого начинаются – "Когда вверху". Некоторые сведения содержат "Поэма о Мардуке", мифы о богине Иштар и др.

Первоначально в мире существовал первобытный хаос, называемый Апсу (шум. Абзу), представлявший мужское олицетворение подземной бездны, и являвшийся первопричиной жизни, муж Тиамат, женское олицетворение этого. Тиамат изображалась в виде чудовищного дракона или семиголовой гидры. Апсу и Тиамат, мешая свои воды создают первых богов старшего поколения Лахму и Лахаму. Затем начинается борьба между Апсу и «молодым поколением» богов. Апсу строит планы их уничтожения. Но Эйя (шумер. Энки) усыпляет, а затем убивает Апсу.

Тиамат, жена Апсу, намеревается отомстить богам за убийство мужа. Боги собираются на большой совет, и там выступает молодой бог Мардук (сын Эйя) и обещает сразиться с Тиамат, но требует, чтобы его ввели в совет и сделали верховным божеством. Боги избирают его своим главой и благословляют на битву.

Мардук рассекает тело Тиамат на 2 части и творит мир. Из нижней части он создает землю, из верхней – небо. Затем на небесном своде появляется 12 созвездий, которые будут стоять на страже 2 тыс. лет. Первое созвездие на страже – Близнецы, Телец, Овен и т.д. Богам Шамашу и Сину Мардук велел разделить между собой сутки. Так был создан мир. Шумерские космогонические представления в противовес аккадским не так ясны.

Антропогонические представления. По аккадским представлениям Мардук лепит человека из глины, добавляя к ней кровь богини Тиамат. В шумерской мифологии Энки и Нинмах (в шумер.-аккад. мифологии богиня-мать) лепят человека из глины Абзу (подземного мирового океана) и привлекают к этому богиню Намму («мать, давшую жизнь всем богам»). Человека создают для того, чтобы он трудился на богов. Когда человек был изготовлен и определена его судьба, боги устроили пир. Там захмелевшие Энки и Нинмах снова принимаются лепить людей, но у них получаются только уроды.

В вавилоно-ассирийской мифологии со временем появляется такое понятие как "личные боги". Это свидетельствуют, что в вавилонской мифологии намечаются тенденции к более тесному, индивидуальному общению с божеством.

Другие публикации:

«Любовь к Отечеству» на сцене
К началу XIX века петербургский балетный театр обладал уже отличной, профессионально слаженной труппой, где русские талантливые танцовщики-актеры не только соперничали с иноземными, но во многих случаях и значительно превосходили их. В эт ...

“Архетипы культуры” К. Юнга
Если представители концепций, основанных на теории культурно-исторических типов, стремились выделить «локальные» структуры, «локальные цивилизации», которые бы не имели общего субстрата. То швейцарский психолог Карл Юнг (1875–1961) и его ...

Виды и жанры художественной фотографии
Натюрморт в переводе с французского - изображение неживых предметов. Натюрморт, как жанр сформировался в живописи лишь в 17 веке, благодаря творчеству голландских и фламандских живописцев. Важно при работе с натюрмортом не только уметь р ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы