Космогонические и антропогонические представления

Материалы » Культура древних цивилизаций Месопотамии » Космогонические и антропогонические представления

Космогония Вавилона. Наиболее разработаны аккадские космогонические воззрения. Они получили изложение в тексте на 7 табличках, первые слова которого начинаются – "Когда вверху". Некоторые сведения содержат "Поэма о Мардуке", мифы о богине Иштар и др.

Первоначально в мире существовал первобытный хаос, называемый Апсу (шум. Абзу), представлявший мужское олицетворение подземной бездны, и являвшийся первопричиной жизни, муж Тиамат, женское олицетворение этого. Тиамат изображалась в виде чудовищного дракона или семиголовой гидры. Апсу и Тиамат, мешая свои воды создают первых богов старшего поколения Лахму и Лахаму. Затем начинается борьба между Апсу и «молодым поколением» богов. Апсу строит планы их уничтожения. Но Эйя (шумер. Энки) усыпляет, а затем убивает Апсу.

Тиамат, жена Апсу, намеревается отомстить богам за убийство мужа. Боги собираются на большой совет, и там выступает молодой бог Мардук (сын Эйя) и обещает сразиться с Тиамат, но требует, чтобы его ввели в совет и сделали верховным божеством. Боги избирают его своим главой и благословляют на битву.

Мардук рассекает тело Тиамат на 2 части и творит мир. Из нижней части он создает землю, из верхней – небо. Затем на небесном своде появляется 12 созвездий, которые будут стоять на страже 2 тыс. лет. Первое созвездие на страже – Близнецы, Телец, Овен и т.д. Богам Шамашу и Сину Мардук велел разделить между собой сутки. Так был создан мир. Шумерские космогонические представления в противовес аккадским не так ясны.

Антропогонические представления. По аккадским представлениям Мардук лепит человека из глины, добавляя к ней кровь богини Тиамат. В шумерской мифологии Энки и Нинмах (в шумер.-аккад. мифологии богиня-мать) лепят человека из глины Абзу (подземного мирового океана) и привлекают к этому богиню Намму («мать, давшую жизнь всем богам»). Человека создают для того, чтобы он трудился на богов. Когда человек был изготовлен и определена его судьба, боги устроили пир. Там захмелевшие Энки и Нинмах снова принимаются лепить людей, но у них получаются только уроды.

В вавилоно-ассирийской мифологии со временем появляется такое понятие как "личные боги". Это свидетельствуют, что в вавилонской мифологии намечаются тенденции к более тесному, индивидуальному общению с божеством.

Другие публикации:

Предпосылки возникновения панка
В середине 1970-х в Америке не было тех условий, которые спровоцировали контркультуру 1960-х ("новые левые", хиппи, битники, др.). В Великобритании же 1970-ые - это время самой большой молодежной безработицы, такая была только д ...

Новые явления в общественной жизни XI-IX вв. до н. э
Особое значение приобрело освоение и некоторое распространение нового металла - железа. Общая численность железных изделий, найденных на территории Греции и датированных Х в. до н. э., составляет около 200 единиц, в то время как для разви ...

Особенности различных картин мира
Выделяют следующие признаки-критерии, на основе которых можно различать особенности различных картин мира: · масштабность; · чёткость; · эмоциональная окрашенность; · свет и мрак; · присутствие прошлого, настоящего и будущего; · ана ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы