Московские музеи

Материалы » Московские музеи

Страница 1

Московские музеи являются одними из крупнейших в мире собраний художественных и исторических раритетов. Значительный комплекс музеев, в фондах которых хранятся удивительные и редчайшие реликвии отечественной истории и культуры, находится в Кремле – Музеи Московского Кремля.

В начале XVI в. при московском великокняжеском дворе была создана Оружейная палата, которая ведала изготовлением, закупкой и хранением оружия, драгоценностей, предметов дворцового обихода. В XVII в. в Оружейной палате растили помещения для занятий художествами и ремеслами. В Иконной палате работали иконописцы и рисовальщики. В Золотой палате — золотых дел мастера и ювелиры, в Серебряной палате — серебряники. В Ствольном приказе — оружейники и мастера ствольного дела. В Оружейной палате в особых комнатах хранились государево оружие, а также полковые и государевы великие стяги. В обширной Палате Большой казны в огромных рундуках содержалось оружие, покрытое драгоценностями.

В Оружейной палате работали лучшие русские оружейники А. и Г. Вяткины, Н. Давыдов, ювелир Г.О. Овдокимов. Наиболее крупный иконописец XVII века — мастер царской Оружейной палаты Симон Федорович Ушаков (1626—1686), занимавший должность «царского изографа». За выдающиеся успехи он был пожалован дворянством. Самое раннее из наиболее известных произведений С. Ушакова — «Спас Нерукотворный» (1657 г.). «Спас» Ушакова — реальный человеческий образ, переданный мастером объемно, с подчеркнутой «живостью». Икона «Древо государства Московского» (второе название — «Похвала Богоматери Владимирской») посвящена русским государям и высшим церковным иерархам. На ней изображены царь Алексей Михайлович, царица Мария с царевичами Алексеем и Федором. Ушаков, помимо коллективного портрета царствующего семейства, точно передал кремлевский пейзаж: Успенский собор, башни, стены. В иконе Ушакова «Троица» (1671 г.) композиция каноническая, «рублевская», но изображения ангелов — реалистично. Скорее это не ангелы, а трое мужчин за трапезой. В качестве придворного живописца, Ушаков выполнил несколько портретов царя Алексея Михайловича. В основном благодаря ему и художнику С. Лопуцкому мы имеем реальное изображение этого русского государя.

Реалистический стиль письма проявился в творчестве таких художников, как И. Владимиров, Г. Зиновьев, И. Максимов, Т. Филатьев, К. Уланов.

В 1711 г. большинство мастеров Оружейной палаты перевели в Петербург. Саму Оружейную палату в 1726 г. объединили с Казенным двором, Конюшенной казной и Мастерской палатой. С тех пор она стала называться «Оружейная и Мастерская палата» и в ней хранились предметы, имеющие большую историческую и художественную ценность. В начале XIX столетия в Оружейной палате организовали музей, который с 1858 г. открыли для посетителей. После 1917 г. в нее передали сокровища Патриаршей ризницы, кремлевских соборов, монастырей, храмов, частных коллекций. Нынешнее здание Оружейной палаты в 1844–1851 гг. построил архитектор К.А. Тон. Стены этого здания украшены 58 мраморными барельефными портретами-медальонами русских князей и царей, выполненных скульптором Ф.И. Шубиным в 1774–1775 гг. С 1960 г. Оружейная палата действует как музей.

В Оружейной палате хранятся уникальные коллекции произведений русского, западноевропейского и восточного искусства V — XX вв.: царские троны, облачения царей и цариц, золотая и серебряная посуда, изделия, украшенные финифтью, чернью, гравировкой. В залах музей можно увидеть шитье золотом и жемчугов, оружие, доспехи, редчайшие книги, парадную конскую упряжь, кареты. Из наиболее редких экспонатов следует отметить шлем князя Ярослава Всеволодовича (кон. XII — нач. XIII вв.), рязанские бармы (XII в.), сабли КМ. Минина и князя Д.М. Пожарского.

В Оружейной палате Кремля не одно столетие хранятся предметы парадного придворного церемониала, знаки монархической власти — регалии. Полностью комплекс русских регалий составляется к XVII в., отражая вместе с пышными придворными церемониями формирование самодержавной власти. Для царя Михаила Федоровича изготавливают «государев Большой наряд». Золотой чеканный венец украшен белыми, голубыми и золотыми эмалями и драгоценными камнями. На державе помещено чеканное изображение сцен из жизни библейского царя Давида, — как напоминание о мудром и справедливом правителе. Скипетр был составлен из трех соединенных между собой частей, покрытых эмалями и драгоценными камнями. Золотая цепь царя Михаила Федоровича, хранящаяся в Оружейной палате, состоит из 88 колец, на лицевой стороне которых начертаны 214 слов: молитва и полный титул царя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие публикации:

Средние века как культурно – историческая эпоха
1642 – англ.-буржуаз. революция. В 17 в. в Европе философ. как самост. знание. Декарт (создатель рационалистич.), Спиноза. Материалисты: Бэкон, Джон-Лок. В 17 в. бурное развитие наук: матем- Декарт оформил интеграл. исчисление; физика –Нь ...

Древнерусское государство
Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и ...

Танец в Средние века
Для эпохи Средневековья было характерно острое чувство страха смерти; изображение смерти, как и дьявола, постоянно встречается в средневековой символике. Образ танцующей смерти возник уже в глубокой древности; фигура смерти появляется так ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы