Молодежные субкультуры

Материалы » Молодежные субкультуры

Последнее тысячилетие принесло с собой принципиально новые способы существования культуры. Это словечко (или явление) - субкультура.

Субкультура (лат. sub - под и cultura - культура; подкультура) в социологии и культурологии - часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге "Субкультура: значение стиля". По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие "городские племена" для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге "Непослушное дитя биосферы" использовал понятие "клубы".

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин "Неформальные объединения молодёжи", отсюда жаргонное слово "неформалы". Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово "тусовка".

Субкультуры меняются настолько быстро и настолько разнообразны в один отдельно взятый промежуток времени в пределах одного большого пространства, что иногда нет возможности их даже назвать.

Представители субкультуры имеют культуру собственную, собственную настолько, что, имея общий с большой культурой разговорный язык, они вкладывают в те же слова другие ощущения, другие понятия, за всем этим стоит принципиально иная символика. Они носят другую одежду, поют другие песни, читают другие стихи…

Среди богатого изобилия субкультур можно выделить три крупные темы, не только послужившие возникновению самых разных субкультур, но и образующих в каждом новом поколении собственно-тематические субкультуры. Это тюремная тема, тема наркотиков и тема гомосексуализма. Вряд ли стоит приписывать этой троице непреходящую вечность, но то, что это привилегированные места существования субкультур - несомненно.

Наконец, важно упомянуть, что существуют таинственные чисто географические законы возникновения, развития и экспорта-импорта субкультур. Они не совпадают с тем, на что здесь указывалось уже как на межнациональное и межрелигиозное соперничество. Поскольку существуют определенные, столетиями двигающиеся культурные потоки, несущие в себе и струи субкультур, например, экспансия западничества в России, восточные вливания в европейскую цивилизацию, волны эмиграции в Америку.

Субкультуры появляются там, где:

1) ткань общественных отношений и, в первую очередь, производственные отношения не накрывают какую-то часть общества, не вовлекают его в себя, либо же вовлекают явно насильственными способами, чем вызывает ещё большее отторжение.

2) существуют серьёзные противоречия между общественной моралью, отношениями и стремлениями людей. Это верно только в том случае, если представители социальной группы, вступившей в противоречие с обществом, слабы и не способны его изменить.

Феномен молодёжных субкультур давно привлекает к себе внимание многих исследователей: педагогов, психологов, социологов. Каковы причины их появления? Почему молодые люди восстают против общественных устоев? Что подталкивает молодёжь уйти в закрытое молодёжное сообщество или в секту; присоединиться к тому или иному, подчас социально опасному движению; встать в оппозицию взрослому миру?

Рассмотрим причины возникновение и философию субкультур на конкретных примерах.

Другие публикации:

Джон Де Андреа
Джон де Андреа, или Эндреа (John De Andrea) – известный американский скульптор, яркий представитель гиперреализма в искусстве. Родился 24 ноября 1941 в Денвере, штат Колорадо, США. Образование получил в университете Колорадо в 1965 (степе ...

Искусство эпохи Возрождения
Литература в Японии расцвела после того, как пустило корни образование. Под покровительством провинциальных аристократов, поощрявших изучение китайских классиков, религии и культуры, находились различные школы. Вскоре, как и в средневеков ...

Литература
В литературе традиционные жанры утратили ведущие позиции. Трагедия и ораторское искусство потеряли свою популярность. Между авторами и правителями возникали особые отношения, основанные на покровительстве искусствам власть имущих (наприме ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы