Большую роль в культе и в частном богослужении играли изображения божеств. Это подтверждало широкое распространение копий божеств. Считалось, что божества присутствуют в своих изображениях. Если изображение выносили из святилища, вместе с ним удалялся и бог. Изображения богов делали из ценных пород дерева, там, где тело не было покрыто одеждой, его покрывали золотыми пластинками. У богов были неподвижные глаза из драгоценных камней, их облачали в пышные одежды, надевали украшения. Во время специальных церемоний одежды менялись. Изображения богов всегда антропоморфно, соблюдаются также пропорции человеческого тела, исключение делалось только для второстепенных божеств – бог-бык сын Шамаша, бог-змея, иногда двуликие головы, бычьи уши.
Распространена была и ассирийская традиция изображения бога Ашшура и царя в одинаковых позах и одеждах. Общим является: при воплощении божества важны были не столько черты лица, сколько детали одежды и прочие атрибуты.
Роль божественного изображения была двоякой. С одной стороны оно служило центром обрядов жертвоприношения, с другой, оно фигурировало во всех церемониях, демонстрировало связь города и божества.
Отправлением культа в Месопотамии занимались жрецы. Посредник между богом и людьми именовался "помазанный". Помазание у ассирийцев и вавилонян появилось задолго до появления Библии. Простые люди не должны были общаться с богом. За помощь в общении с богами жрецы получали богатые подношения. Звание жреца передавалось по наследству. Жрецы должны были обладать рядом установленных качеств: безупречное поведение, привлекательное лицо и совершенное тело, высокий рост, определенный вес, рождение только от законного брака.
Среди жрецов было много ученых, особенно на них распространялись астрологические обязанности, т.к. и для самой месопотамской религии была характерна астрологизация божеств. Слово "бог" в клинописи обозначалось как "звезда".
Метафизически (в сверхчувственных сферах) божество в Месопотамии воспринималось как ужасное, повергающее в трепет явление, наделенное неземным устрашающим сиянием, которое было характерно только в различной степени интенсивности любому предмету или лицу, являющееся божественным и священным, также и царю. Это отражено в молитвах.
Исходя из характеристики текстов молитв Лео Оппенхейм делает вывод, что влияние религии на отдельных людей и общество в целом не имело в Месопотамии существенного значения. Религия не предъявляла серьезных притязаний ни на тело, ни на время, ни на имущество человека. Как само собой разумеющимся воспринималось смерть. А в культе городского божества отдельный человек участвовал как зритель. «Человек жил в умеренном религиозном климате", который более определялся социальными и экономическими условиями, чем культовыми.
В целом, говоря об особенностях религиозных воззрений в Месопотамии, можно отметить следующие черты: пантеизм, антропоморфность божеств, огромное количество божеств, соответствие божеств в шумерской и аккадской мифологии, придание особой роли жрецам как посредникам между богом и людьми, отсутствие представлений о загробной жизни, фиксация индивидуальных божеств, божественное происхождение царской власти.
Другие публикации:
Народная музыка
Еще «Домострой» считал игру на музыкальных инструментах «грехом равным пьянству», а тех, кто был почитателем этого искусства, православное духовенство причисляло к язычникам и богохульникам, отвлекающим людские души от бога. Только церков ...
Стандартные
зоны парка развлечений
Здесь располагаются аттракционы, привлекающие людей активного образа жизни, желающих «пощекотать нервы». Как правило, на аттракционы экстремальной зоны не пускают детей до 14 лет. К таким аттракционам относятся:
· Башня свободного падени ...
Основные идеи и принципы Просвещения
При всех национальных особенностях Просвещение имело несколько общих идей и принципов. Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство; ...