Культ и его особенности

Материалы » Культура древних цивилизаций Месопотамии » Культ и его особенности

Большую роль в культе и в частном богослужении играли изображения божеств. Это подтверждало широкое распространение копий божеств. Считалось, что божества присутствуют в своих изображениях. Если изображение выносили из святилища, вместе с ним удалялся и бог. Изображения богов делали из ценных пород дерева, там, где тело не было покрыто одеждой, его покрывали золотыми пластинками. У богов были неподвижные глаза из драгоценных камней, их облачали в пышные одежды, надевали украшения. Во время специальных церемоний одежды менялись. Изображения богов всегда антропоморфно, соблюдаются также пропорции человеческого тела, исключение делалось только для второстепенных божеств – бог-бык сын Шамаша, бог-змея, иногда двуликие головы, бычьи уши.

Распространена была и ассирийская традиция изображения бога Ашшура и царя в одинаковых позах и одеждах. Общим является: при воплощении божества важны были не столько черты лица, сколько детали одежды и прочие атрибуты.

Роль божественного изображения была двоякой. С одной стороны оно служило центром обрядов жертвоприношения, с другой, оно фигурировало во всех церемониях, демонстрировало связь города и божества.

Отправлением культа в Месопотамии занимались жрецы. Посредник между богом и людьми именовался "помазанный". Помазание у ассирийцев и вавилонян появилось задолго до появления Библии. Простые люди не должны были общаться с богом. За помощь в общении с богами жрецы получали богатые подношения. Звание жреца передавалось по наследству. Жрецы должны были обладать рядом установленных качеств: безупречное поведение, привлекательное лицо и совершенное тело, высокий рост, определенный вес, рождение только от законного брака.

Среди жрецов было много ученых, особенно на них распространялись астрологические обязанности, т.к. и для самой месопотамской религии была характерна астрологизация божеств. Слово "бог" в клинописи обозначалось как "звезда".

Метафизически (в сверхчувственных сферах) божество в Месопотамии воспринималось как ужасное, повергающее в трепет явление, наделенное неземным устрашающим сиянием, которое было характерно только в различной степени интенсивности любому предмету или лицу, являющееся божественным и священным, также и царю. Это отражено в молитвах.

Исходя из характеристики текстов молитв Лео Оппенхейм делает вывод, что влияние религии на отдельных людей и общество в целом не имело в Месопотамии существенного значения. Религия не предъявляла серьезных притязаний ни на тело, ни на время, ни на имущество человека. Как само собой разумеющимся воспринималось смерть. А в культе городского божества отдельный человек участвовал как зритель. «Человек жил в умеренном религиозном климате", который более определялся социальными и экономическими условиями, чем культовыми.

В целом, говоря об особенностях религиозных воззрений в Месопотамии, можно отметить следующие черты: пантеизм, антропоморфность божеств, огромное количество божеств, соответствие божеств в шумерской и аккадской мифологии, придание особой роли жрецам как посредникам между богом и людьми, отсутствие представлений о загробной жизни, фиксация индивидуальных божеств, божественное происхождение царской власти.

Другие публикации:

Готическая музыка: истоки, наши дни
Нужно отметить, что, несмотря на то, что с точки зрения музыкальных критиков из журналов New Music Express и Sound первые ростки "готики" появились на рубеже 70-80-х, та готика, которую мы знаем, возникла в 1984-1985 году. Она в ...

Идеи Просвещения и русское православие
Несходство путей развития России и Запада определило другую особенность российского Просвещения. Хорошо известно знаменитое "вольнодумство" французских просветителей, их резко враждебное отношение к Католической церкви, порой пр ...

Эго-футуризм
Игорь Северянин первым в России, в 1911, назвал себя футуристом. Прибавив к этому слову другое - "эго". Получилось -эгофутуризм. ("Я-будущее" или "я в будущем"). В октябре 1911 в Петербурге был организован кр ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы