Египет также оказывал огромное культурное влияние на критское общество. Об этом свидетельствуют критские печати, фрески, изделия из камня. Взаимное влияние наблюдалось и в судостроении. Это подтверждает гипотезу о начале интенсивного плавания критских судов в Египет не позднее чем в самые первые десятилетия II тысячелетия до н.э. (а возможно, и ранее).
Дипломатические связи Критской державы с Египтом осуществлялись, естественно, морским путем. На фреске, украшавшей гробницу одного из вельмож эпохи фараона Тутмоса III (XV в. до н.э.), показано прибытие послов с Крита.
Жизнь ахейского общества была тесно связана с морем и мореплаванием. Это нашло свое отражение в художественных произведениях, украшавших дворцы ахейских владык. При раскопке дворца в Тиринфе археологи обнаружили, что полы во многих парадных помещениях были покрыты изображениями дельфинов, осьминогов и других обитателей моря. Стены дворца в Пилосе также были украшены фресками, на которых явственно различимы морские растения и животные.
Дельфин - существо, живущее в двух стихиях, морской и воздушной. Он служит связующим звеном между земным и небесным и является царем рыб, спасителем людей, потерпевших кораблекрушение, провожатым душ в потустороннем мире. Дельфин - это аллегория спасения, вдохновленная древними легендами, которые изображают его как друга человека. Он символизирует море, морскую силу, безопасность и скорость, свободу, благородство, любовь, удовольствие.
В минойской культуре он олицетворяет власть на морях. Почти четыре тысячи лет назад древние художники запечатлели дельфинов на фреске Кносского дворца на острове Крит: словно морские божества, огромные животные, плавно скользя, совершают свой танец в прозрачных водах, охраняя мир и покой подводного царства.
Характерными произведениями минойской культуры являются керамика и вазовая живопись. Статуэтки из фаянса, стеатита, камня, слоновой кости, предметы культа, сосуды, инструменты, оружие, перстни-печати, украшения из золота говорят нам о высочайшем искусстве минойских мастеров и уникальности древней цивилизации. Приковывает внимание знаменитое золотое украшение – две осы соединенные каплей меда – образец минойского ювелирного искусства. Две фаянсовые статуэтки – «Большая богиня со змеями» и «Малая богиня со змеями» поражают воображение, они созданы в 16 веке до н.э. Ритон – сосуд из стеатита в виде головы быка, позволяет представить, как, возможно, выглядел Зевс, похитивший Европу.
О культе минойцев известно немного. Для них природа всегда была чем-то божественным и олицетворялась с богиней-матерью. Она была повелительницей диких зверей, гор и лесов, покровительницей плодородия, царицей подземного мира, воплощала материнство. Роль женщины в Минойском обществе была определяющей. Женщины принимали участие в собраниях, состязаниях, религиозных обрядах, красиво одевались и причесывались. Основу религии составлял пантеон женских божеств, связанный с природой и плодородием. Их поистине божественные лики сохранились на фресках, вазах и увековечены в скульптурах.
Стихии морских катаклизмов, бурь, разрушительных землетрясений и гроз ассоциировались у минойцев с образом могучего и свирепого бога-быка. Отсюда особый культ этого животного и мифы, связанные с ним. Ритуальные игры с быком, присущие только минойской цивилизации, запечатлены на фресках. В числе подвигов, совершенных Гераклом, есть и одоление Критского быка, изрыгавшего пламя: весьма вероятно, что это не только отражение победы греков в борьбе с критянами, но и катастрофы, постигшей Крит.
Другие публикации:
Импрессионизм
Импрессионизм (от франц. impression - впечатление) - художественное направление, возникшее во Франции в 60-70-х годах XIX века и воспроизводившее действительность в соответствии со своим видением мира.
Новое художественное осмысление мир ...
Интернет-сообщество
и интернет-культуры
С середины 90-х годов 20-го века, с распространением повсеместно Интернет-технологий, стали расти появляться интерактивные субкультуры. Самой первой можно считать Фидо-сообщество. Нередко хакеров относят к субкультуре.
Индустриальные и с ...
Культура Руси периода феодальной раздробленности
В период феодальной раздробленности вокруг Галича, Новгорода и Владимира формируются три культурных общерусских центра. Они складываются на основе традиций Киевской Руси, но в каждой из них складывалась своя эстетическая среда, вырабатыва ...