Музей импрессионизма

Материалы » Понятия и классификации музеев на примере наиболее известных музеев Франции » Музей импрессионизма

Страница 2

Сюжетом картины, которая сначала значилась в каталоге выставки под названием «Купание», Мане выбирает мотив эпохи Возрождения. Фигуры людей на ней были написаны строго и сдержанно, в живопись врывались воздух, солнце и чистый цвет. Но критики всю свою ярость сосредоточили на «неприличии» сюжета и не захотели заметить то новое, что содержалось в живописи Э. Мане.

Скандал с «Завтраком на траве» нисколько не поколебал художника. Вскоре он написал картину, которая тоже стала предметом самых яростных нападок. Это была «Олимпия», композиция которой напоминала тициановскую Венеру. Перед картиной толпились возмущённые зрители, назвавшие её «батиньольской прачкой», а газеты называли её нелепой пародией.

Во все века Венера почиталась как идеал женской красоты, в Лувре и других музеях мира есть много картин с обнажёнными женскими фигурами, а Мане призывал искать красоту не только в далёком прошлом, но и в современной жизни. Вот с этим-то никак и не хотели примириться просвещённые мещане. «Олимпия», лежащая на белых покрывалах, обнажённая натурщица, — это не Венера прошлых веков. Это современная девушка, которую, по выражению Эмиля Золя, художник «бросил на полотно во всей её юной . красоте».

Кажется, что ещё ни одна картина не вызывала такой ненависти и насмешек, всеобщий скандал вокруг неё достиг здесь своей вершины. На художника ополчились все газеты, от него отворачивались знакомые .

Более ста лет назад Эмиль Золя писал в газете «Эвенмен»: «Судьба уготовила в Лувре место для «Олимпии» и «Завтрака на траве», но понадобилось много лет, чтобы его пророческие слова сбылись. Теперь в Музее импрессионизма зрители стоят перед этими полотнами благоговейно и почтительно.

На первом этаже Музея выставлены и полотна «живописца радости» Огюста Ренуара. «Он любит солнце, которое может всё озарить, и его художественное сердце — само такое солнце. У него нет глаз для скорбного и уродливого: он видит цветы, лучи солнца, детей, прелестных женщин — и всё это играет, просто радуясь жизни и воздуху», — писал А.В. Луначарский о творчестве О. Ренуара.

Действительно, пишет ли художник природу («Дорога в траве»), обнажённую натуру («Натурщица на солнце»), жанровые сценки на открытом воздухе — везде он остаётся солнечным художником, «окунающим» натуру в лучезарные потоки света. Молоденькие модистки, собравшиеся повеселиться в саду монмартрского кабачка «Муленде ла Галетт», под кистью Ренуара превращаются в прелестные создания — женственные и непосредственные. Картины его насквозь пронизаны солнцем, его свет играет на розовых и голубых женских платьях, на тёмных костюмах и соломенных шляпах мужчин, переливается на стаканах, синими и жёлтыми бликами ложится на песочную площадку.

Полотна Огюста Ренуара переходят и на второй этаж Музея импрессионизма. Кроме них, здесь выставлены картины Клода Моне, К. Писарро, П. Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и других художников. И одним из шедевров является картина К. Моне «Впечатление», давшая название всему направлению импрессионизма (по-французски «impression» — впечатление).

За два года до той знаменитой выставки Клод Моне написал из окон гостиницы, в которой тогда жил, картину Гаврского порта. Лес корабельных мачт, стушёванные контуры портовых кранов, зыбкий туман, чернеющие лодки . Поднявшийся над горизонтом чётко очерченный багровый шар солнца висит в молочной дымке и отбрасывает на воду алые отсветы. Чтобы сохранить свежесть впечатления, надо было работать на едином дыхании, очень быстро — смелой рукой и без колебаний. Эдмон Ренуар, брат художника, к названию «Впечатление» прибавил ещё два слова: «Восход солнца». Таким это название и осталось.

Клод Моне с наибольшей последовательностью разрабатывал принципы импрессионистской манеры живописи: писал отдельными мазками чистого цвета, пытался передать освещение, изменчивое в разное время дня и года. Эти его поиски отражены в серии «Руанский собор», хотя в самом Музее импрессионизма находится лишь пять из 25 композиций.

Страницы: 1 2 3

Другие публикации:

Человек как субъект культурного процесса; среда обитания, формирующая человеческую сущность
Человек, как разумное существо живет в двух средах. Первичная – необходимая для всего живого или природная (воздух, солнце). Природная среда существует помимо человека, но для человека разумного нужна еще и другая среда – культурная, она ...

Понятие технологии в постановке концертно-зрелищных программ
Ведущие философы нового времени понимали под технологией производственную базу общества в ее непосредственной связи с духовными представлениями и условиями жизни людей: "Технология вскрывает активное отношение человека к природе, неп ...

Христианство – основа средневековой западноевропейской культуры
Христианство явилось стержнем европейской культуры и обеспечило переход от античности к средневековью. Однако история культуры западноевропейского общества была не столь однозначна, одно несомненно — вся культурная жизнь Средневековой Евр ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы