Внутренние украшения Мавзолея

Материалы » Галикарнасский Мавзолей » Внутренние украшения Мавзолея

Следует отметить, что Мавзолей был украшен с поистине восточным великолепием. Там были статуи богов, Мавсола, его жены, предков, изваяния всадников, львов и, как упоминалось ранее, три рельефных фриза. От фризов с состязанием колесниц и битвой греков с кентаврами сохранились лишь небольшие фрагменты, от фриза с амазономахией – семнадцать плит. Всего было найдено около двадцати более или менее сохранившихся плит этого фриза, при чем из них только три плиты, непрерывно продолжающие друг друга, были найдены в непосредственной близости от Мавзолея.

Согласно Плинию, каждый из четырех скульпторов работал на определенной стороне здания: Скопас – на восточной, Тимофей – на южной, Леохар – на западной, Бриаксид – на северной. Мастера приступили к работе по приглашению жены Мавсола. Насколько велика была заинтересованность скульпторов в этом заказе, свидетельствует тот факт, что хотя Артемисия умерла прежде, чем художники закончили свою работу, они оставили ее не раньше, чем довели до конца, полагая, что этот памятник послужит во славу и им, и искусству.

Остановимся особо на фризе с амазономахией, имеющем общую высоту около 0,9 метра, с фигурами, равняющимися примерно трети высоты человеческого роста, опоясывавшем все сооружение (поэтому можно определить его примерную длину в 150-160 метров). Вероятно, на нем было размещено более 400 фигур.

Легенда об амазонках – мифическом племени женщин-воительниц – была излюбленной темой всего греческого искусства. Согласно мифу, амазонки жили в Малой Азии на реке Фермодонте и, предпринимая длительные военные походы, доходили даже до Афин, вступали в сражения с греками, отличались отвагой и ловкостью. Одно из таких сражений и изображено на галикарнасском фризе. Битва в самом разгаре, и трудно сказать, кто будет победителем: легкие, гибкие, стройные амазонки бесстрашно нападают на греков, являющихся воплощением мужества, доблести, физической силы. Действие разворачивается в стремительном темпе, все здесь звучит напряженно и страстно. Герои фриза яростно нападают и храбро защищаются, их лица охвачены пафосом битвы. Греки почти все изображены обнаженными, в высоких шлемах, со щитами и мечами в руках, некоторые в коротких, развевающихся за спинами плащах. Амазонки в коротких хитонах, иногда в плащах, с открытыми головами или в мягких азиатских колпаках.

Сравнение сохранившихся плит показывает общий художественный замысел и общее композиционное построение фриза. Поэтому вероятнее всего предположить, что композиция принадлежит одному художнику, хотя вряд ли он сам компоновал все отдельные фигуры и группы. Скорее всего он наметил общее расположение фигур, задал их размеры, задумал общий характер действия и предоставил другим мастерам отделывать рельеф в деталях. Считается, что автором амазономахии был Скопас. И действительно, только действительно талантливый одаренный мастер мог создать столь эмоционально насыщенную, динамичную многофигурную композицию.

Композиции рельефа необычайно стройны. Особенностью композиционного построения фриза было свободное размещение фигурна фоне, вероятно, некогда окрашенном в ярко-синий цвет. Фигуры сражающихся расположены парами, благодаря чему создается единый четкий ритм движения и сохраняется ритм линий декоративного архитектурного рельефа. Необходимо заметить, что сильно изменились принципы рельефа. В первую очередь, значительно разрядилась густота композиции, так как в классическом рельефе никогда не было столько свободного пространства не только между самими фигурами, но и над ними. Кроме того, фриз Мавзолея рассчитан на рассмотрение издали, на что указывает более высокий рельеф, более выпуклая моделировка фигур и, в первую очередь, упрощение самой композиции, сведение ее к почти орнаментальным созвучиям и контрастам направлений: на плитах восточного фриза, например, игра диагоналей, то в одном, то в другом направлении, изредка прерывается вертикалями. И хотя плиты Галикарнасского фриза, если рассматривать их по отдельности, несколько беднее пластическим содержанием, нежели фриз Парфенона, но как целое они гораздо более отвечают своим декоративным задачам. Эти новые принципы декоративного рельефа нашли наиболее полное воплощение в той части фриза, которую принято связывать с именем Скопаса. Следует отметить также, что в целом для скульптуры поздней классики характерно отражение и раскрытие новых веяний эпохи6 дух беспокойства и внутреннего напряжения, стремление к помпезности и даже некоторой театральности, реализм, зачастую приводящий к натурализму, подчеркнутые эмоциональность, пафос и трагизм. В скульптурных образах преобладает теперь не благородное спокойствие, гармония и созерцательная ясность, а порыв и драматический накал всех чувств человека.

Другие публикации:

Собор Святого Петра
Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro; Базилика Святого Петра) — католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире. Одна из четы ...

Балеты П.И. Чайковского
Балеты Петра Ильича Чайковского – цельные, строго продуманные произведения. В них невозможно менять последовательность танцевальных номеров, делать вставки из произведений других авторов. Они связаны единым замыслом. Их называют «балеты-с ...

Алекс Кац
Американский художник, известный своими большими масштабами, упрощенными образами семьи и друзей. Кац был сыном русских иммигрантов, родился в 1927 году и вырос в Нью-Йорке. Алекс Кац учился в школе искусств Союза Купера в Нью-Йорке и в у ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы