Смольный монастырь – жемчужина творчества Ф.Б. Растрелли

Материалы » Архитектор Ф.-Б.Растрелли в Петербурге » Смольный монастырь – жемчужина творчества Ф.Б. Растрелли

Именно в соборе Смольного особенно наглядно проявилось отличие барокко Растрелли от барокко европейского. В европейских странах фасад – всегда самостоятельно созданная архитектурная «картина», никак не связанная с объемной композицией здания, все богатство демонстрируется на главном фасаде. Собор же Смольного «всефасаден». Причем каждая из сторон храма не только смотрится самостоятельно торжественной и нарядной, но и разнится от прочих.

Зодчий исполнил указание императрицы – возвести собор в традициях русского пятиглавия. Но вместо строгого и правильного объема древнерусского храма выросло строение, поражающее своим логичным сочетанием разнообразных геометрических объемов, вогнутых и выпуклых плоскостей.

Оригинально решение пятиглавой церкви - собора Смольного монастыря. Смольный монастырь вообще наиболее совершенное создание его гения, развернувшегося здесь во всю свою ширину. Это не только лучшая жемчужина в творчестве Растрелли, это и наиболее "русское" из его произведений.

В Смольном Растрелли достиг того, что храм раскрывает свою красоту и свое величие абсолютно с любой точки монастырской территории, будучи с ней неразрывно связанным, логично являясь ее смысловым центром.

Несмотря на незавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и по исполнению остается одним из самых значительных и цельных произведений Растрелли, одним из замечательных архитектурных ансамблей XVIII века.

В 30-е годы XIX века архитектор В.П.Стасов, которому наконец-то поручили завершить недостроенный ансамбль, записал в своем дневнике: «Характер зданий, произведенных графом Растрелли, всегда величественен …всегда согласен с местоположением,…внутреннее устройство превосходно удобно,…не обременен по тогдашнему времени множественными украшениями …»(5)

Другие публикации:

Культура периода петровских реформ
Семнадцатым веком завершилось русское средневековье, восемнадцатый начинает новое время в истории страны. На место Московской царской Руси приходит императорская Россия Петербурга. Социальная динамика века огромна: Россия вступает в него ...

Храм-центр экономической, политической и культурной жизни
Храм - сердце города, колыбель культуры народа. Рассмотрим, каким был древний храм в Вавилоне. Храм был центром экономической, политической и культурной жизни общины. Здесь хранились общинные запасы на случай неурожая. Торговые агенты хр ...

Жизнь и эпоха
Амедео Модильяни родился 12 июля 1884 года в Ливорно, на западном побережье Италии. Его родители происходили из благополучных еврейских семей (один из дедов будущего художника был в свое время процветающим банкиром). Но мир встретил родив ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы