Эпоха разума

Материалы » Культура в эпоху Просвещения » Эпоха разума

Страница 2

Просвещение не было одним лишь плодом изощренного ума философов и их отвлеченных рассуждений о свойствах человеческого разума, естественном законе и т.д. Оно было детищем своего времени – эпохи всеобщего кризиса средневековых форм жизни общества, зарождение новой промышленной цивилизации. Этим во многом можно объяснить огонь всесокрушающей критики, с которой обрушивались просветители на "неразумные" установления современного им общества – уродливого, как им представлялось, порождения "темных веков", Средневековья. Развивая идеи естественного права и общественного договора, многие из деятелей Просвещения доказывали, что монархи, некогда получившие власть из рук народа, использовали ее для порабощения подданных, превратили все созданное трудом простых людей в средство для паразитической жизни привилегированных слоев ("праздных тунеядцев"). В итоге возникло государство, сословный строй, все виды рабства. Духовная тирания Церкви и политическая тирания королей, кровопролитные войны и костры инквизиции, попранное человеческое достоинство – вот плата за отступление человечества от естественного закона. Но достаточно свету знаний рассеять мрак невежества и заблуждений, вернуть человечество под сень разума – и естественный порядок вещей восторжествует. Именно поэтому необходимо широкое гражданское просвещение. Народ поймет, что никто не имеет права его угнетать. Дворяне осознают, сколь несправедливо и позорно притеснение народа, какой вред оно наносит всему обществу.

Но критика средневековых порядков не была единственной заботой просветителей. Они пытались выработать принципы устройства будущего общества, где люди обретут свободу, равенство, благосостояние, мир, веротерпимость.

Надежды на установление справедливого строя просветители связывали с мудрой политикой властей предержащих. В те времена монархия была господствующей формой правления. Просветители верили, что воспитанный в духе новых идей "просвещенный государь" уничтожит рабство и угнетение путем введения разумных государственных учреждений и законов. Так из идей "мудреца на троне" выросла идея союза просветителей и монархов, хотя обе стороны имели во многом противоположные цели.

Поле деятельности просветителей было обширным: они писали философские трактаты и политические памфлеты, заседали в парламенте и получали министерские посты, сочиняли проекты

законов и проводили реформы образования, занимались наукой и преподаванием, литературой и журналистикой, книгоизданием и благотворительностью. Они беседовали с монархами и простолюдинами, процветали и нищенствовали, путешествовали и сидели в тюрьмах. Они оставили потомкам богатое идейное и культурное наследие и свои неосуществленные (быть может, неосуществимые) мечты о создании идеального общества.

Страницы: 1 2 

Другие публикации:

План дворца
Центральная часть дворца - Средний дом - возникла из "каменных палат о 16 светлицах" Екатерины I, построенных архитектором И. Браунштейном в 1724 году. Макет этих палат до сих пор хранится в запасниках Екатерининского дворца. С ...

Особенности внимания у спортсменов в процессе тренировки по мини-футболу
Успешность игровых действий футболистов, по данным Г. М. Гагаевой, В.В.Медведева и др., в значительной степени определяется высоким уровнем развития у них таких свойств внимания, как объем, интенсивность, устойчивость, распределение и пер ...

Субъекты культуры и социальный механизм духовного производства
Субъект культуры (на научном языке) - это созидатель, творец культуры. Общепризнанно, что первичным субъектом культуры является человек. Исходной характеристикой субъекта является активность, которая носит осознанный характер, и, следоват ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы