Эпоха разума

Материалы » Культура в эпоху Просвещения » Эпоха разума

Страница 2

Просвещение не было одним лишь плодом изощренного ума философов и их отвлеченных рассуждений о свойствах человеческого разума, естественном законе и т.д. Оно было детищем своего времени – эпохи всеобщего кризиса средневековых форм жизни общества, зарождение новой промышленной цивилизации. Этим во многом можно объяснить огонь всесокрушающей критики, с которой обрушивались просветители на "неразумные" установления современного им общества – уродливого, как им представлялось, порождения "темных веков", Средневековья. Развивая идеи естественного права и общественного договора, многие из деятелей Просвещения доказывали, что монархи, некогда получившие власть из рук народа, использовали ее для порабощения подданных, превратили все созданное трудом простых людей в средство для паразитической жизни привилегированных слоев ("праздных тунеядцев"). В итоге возникло государство, сословный строй, все виды рабства. Духовная тирания Церкви и политическая тирания королей, кровопролитные войны и костры инквизиции, попранное человеческое достоинство – вот плата за отступление человечества от естественного закона. Но достаточно свету знаний рассеять мрак невежества и заблуждений, вернуть человечество под сень разума – и естественный порядок вещей восторжествует. Именно поэтому необходимо широкое гражданское просвещение. Народ поймет, что никто не имеет права его угнетать. Дворяне осознают, сколь несправедливо и позорно притеснение народа, какой вред оно наносит всему обществу.

Но критика средневековых порядков не была единственной заботой просветителей. Они пытались выработать принципы устройства будущего общества, где люди обретут свободу, равенство, благосостояние, мир, веротерпимость.

Надежды на установление справедливого строя просветители связывали с мудрой политикой властей предержащих. В те времена монархия была господствующей формой правления. Просветители верили, что воспитанный в духе новых идей "просвещенный государь" уничтожит рабство и угнетение путем введения разумных государственных учреждений и законов. Так из идей "мудреца на троне" выросла идея союза просветителей и монархов, хотя обе стороны имели во многом противоположные цели.

Поле деятельности просветителей было обширным: они писали философские трактаты и политические памфлеты, заседали в парламенте и получали министерские посты, сочиняли проекты

законов и проводили реформы образования, занимались наукой и преподаванием, литературой и журналистикой, книгоизданием и благотворительностью. Они беседовали с монархами и простолюдинами, процветали и нищенствовали, путешествовали и сидели в тюрьмах. Они оставили потомкам богатое идейное и культурное наследие и свои неосуществленные (быть может, неосуществимые) мечты о создании идеального общества.

Страницы: 1 2 

Другие публикации:

Характерные черты и особенности развития ренессансной культуры в Италии
Пожалуй, главной особенностью западноевропейской культуры ХIV-ХV вв. была некоторая неравномерность ее развития. В общем и целом, говоря о культуре Западной Европы этого времени, можно выделить яркий феномен итальянского возрождения и раз ...

Архитектура Среднего царства
В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Столетия, отделяющие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад с ...

Новое время как культурно-историческая эпоха
Научная революция XVII в. Как известно, термин «Новое время» наряду с термином «Возрождение» стали применять еще гуманисты эпохи Ренессанса, называвшие так время, в которое они жили, в отличие от античности – времени древнего расцвета кул ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы