Гуманизм

Материалы » Главные идеи и представители эпохи Ренессанса в Европе » Гуманизм

Гуманизм — общественно-философское движение, рассматривавшее человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. [3, с.321] Нижняя его граница не очень отчетлива: приблизительно вторая половина XIV в. Распространившись в Германии, Франции, Англии и других странах, гуманизм в течение двух столетий стал движением международным. Исторической почвой для возникновения движения гуманизма послужило обогащение городов и расцвет в них светской культуры. Люди образованные стали ощущать себя не столь зависимыми, как это было в средневековье, от регламента католической церкви в нравственной и бытовой сферах. Главным центром гуманизма стала Флоренция, которую можно назвать столицей итальянского Ренессанса. [2, c.12]

Называя себя «мудрецами» или «ораторами», итальянские гуманисты обозначали свои занятия как «познание вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуются и украшают человека», - так писал на заре гуманизма о своих целях Леонардо Бруни. [2, c.14]

Подавляющее большинство гуманистов были выходцами из захудалых провинциальных городишек, являясь отпрысками небогатых, а то и вовсе бедных семейств. Но при этом они считали себя (в терминологии более позднего времени) аристократами духа. Они занимались политикой, философией, риторикой, этикой, литературными и историческими исследованиями, изучением античных pyкописей, педагогикой и воспитанием, в процессе их активной и разносторонней жизнедеятельности создавался новый особенный тип мышления — ренессансный гуманизм. [5, с.142]

Ослабление связей гуманистов с церковью усиливало их неприязнь к официальной учености, пропитанной церковно-схоластическим духом. У многих из них такая неприязнь перерастала в резко критическое отношение ко всей системе этой учености, к ее социальным и философским основам, к авторитарности, вне и без которой эта ученость не могла существовать. Немаловажно также напомнить, что гуманистическое движение началось в Италии в эпоху упадка морально-политического авторитета папства, связанного с событиями его «авиньонского пленения» (1309 — 1375), нередкими расколами католической церкви, когда в противовес «законным» папам появлялись антипапы и когда на церковных соборах оспаривалось верховенство пап в жизни церкви.

Показателем светского, антисакрального характера гуманистического движения является такой огромной исторической важности факт, как возникновение различных кружков гуманистов, не имевших никакого отношения к университетам и совсем не связанных с интересами церкви. Некоторые из этих кружков разрабатывали определенные уставы, регулировавшие их активную деятельность. Поадчеркивая значение образованности и таланта как важнейших проявлений и показателей человечности, гуманизм примерно с середины XV в. стал в Италии весьма влиятельной идеологией. Некоторые гуманисты избирались папами. [9, с.9-10]

Гуманистическое мировоззрение Возрождения вовсе не представляло собой единую идеологию. Но какие бы проблемы ни обсуждались в гуманистических кружках, о чем бы ни шла полемика, центром их размышлений оставался человек и понимание его сознательной потребности в самоутверждении.

Гуманисты воспринимали человека как наиболее прекрасное и совершенное творение Бога, рассматривая библейское выражение «по образу и подобию» как основание для распространения на него созидательных, творческих функций, видя его предначертание на Земле в активном созидательном действии, познании и преобразовании мира, в украшении его своим трудом, развитии искусств, наук и ремесла.

Другие публикации:

Творчество М.И. Кнебель
Актриса, режиссер, педагог, знаток и пропагандист учения К.С. Станиславского, замечательно проявившая себя и в этой области, - вот главные звенья творческого самовыражения Кнебель, каждого из которых с лихвой хватило бы на целую человечес ...

Единство физического и психического, объективного и субъективного в актерском творчестве
Актер, как известно, выражает создаваемый им образ при помощи своего поведения, своих действий на сцене. Воспроизведение актером человеческого поведения (действий человека) с целью создания целостного образа и составляет сущность сценичес ...

Исполнение мечты – Большой театр СССР
Летом 1960 г. Мариса Лиепу пригласили участвовать в гастрольной поездке Большого театра в Польшу. На гастролях он станцевал партии в балетах "Тропою грома" К. Сергеева, "Дон Кихот" и в сцене "Вальпургиева ночь&quo ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы