Культура советского общества, современная социокультурная ситуация

Материалы » История и теория культуры » Культура советского общества, современная социокультурная ситуация

Сложный и противоречивый путь прошла культура советского общества. В широчайшем спектре суждений и выводов, которые высказываются и публикуются сегодня, можно найти совершенно противоположные точки зрения и оценки всего происходившего в этот период. Многие мнения весьма категоричны, односторонни – от полного отрицания всех достижений советской культуры до чрезмерного их возвеличивания. Однако следует помнить, что любое общественное движение, тем более такое масштабное и всеобъемлющее, как культурно-исторический процесс, сложно, многомерно и не подлежит однозначной оценке.

Очевидно, можно согласиться с одной из точек зрения современных ученых на историю советской культуры, что в ней прослеживаются наиболее отчетливо три крупных периода:

первый период (1917 – 1934 гг.) характеризуется тенденцией, получившей бурное развитие еще в дореволюционной России, многовариантного культурного развития, но с другой стороны – тенденция к подавлению альтернативных позиций;

во втором периоде (1934 – 1956 гг.) преобладала именно указанная выше тенденция, господствовал метод социалистического реализма;

третий период (1956 – 1985 гг.) – период возврата к культуре полифонического развития.

Говоря о культуре СССР, необходимо указать на ряд достижений в науке, искусстве, литературе, образовании и др. Кроме того, нельзя не отметить диалог культур народов бывшего СССР (Р. Гамзатов, Ч. Айтматов, К. Кулиев, Э. Межелайтис и ряд других деятелей культуры, олицетворявших феномен советской культуры).

Культура советского периода – сложное, многогообразное явление состоялась, она внесла много яркого, неповторимого в мировую культуру прежде всего потому, что по российской традиции поставила человека в центр своих поисков и надежд.

Рассматривая вопрос об экономическом и социально-духовном кризисе в обществе, о коммерциализации и вестернизации культуры, необходимо упомянуть о процессах демократизации, начавшихся во второй половине 80-х гг., способствовавших проявлению плюрализма в культурных процессах и явлениях. Но в начале XXI в. отечественная культура находится в кризисном состоянии. Разрушение социалистического общественно-политического уклада и резкая смена ценностных ориентаций, вступление России в рыночные отношения, возникшее классовое расслоение и социальное неравенство привели российское общество и российскую культуру к системному кризису, к девальвации образования, духовных ценностей и культуры в целом, к разрушению материальной базы и инфраструктуры сферы культуры, к ориентации учреждений культуры не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли. Экспансия западной, прежде всего американской, культуры разрушает основу национального самосознания, формирует «рыночного человека-потребителя», готового быть тем, на что имеется спрос. Сокращение научных исследований, разрушение учреждений культуры на селе и в городах, научных учреждений, падение спроса на высокохудожественную литературу, музыку, кинофильмы, рост численности безграмотных детей – все это признаки кризиса отечественной культуры.

Преодоление кризиса культуры, реализация потенциала материальной и духовной культуры для возрождения Отечества возможны в том случае, если будет действовать единая государственная политика, направленная на приоритетное развитие отечественной культуры.

Другие публикации:

«Музыкальные» неформалы
Их главная цель: прослушивание, изучение, распространение любимой музыки. Среди «музыкальных» неформалов наиболее известны металлисты. Это группы, объединённые общим интересом к так называемому металлическому року («хэви метал»), одному ...

Граффити как средство законной и незаконной рекламы
Граффити использовалось как средство и законной, и незаконной рекламы. Нью-Йоркская команда райтеров TATS CRU прославилась тем, что делала рекламные кампании для таких корпораций, как Cola, McDonalds, Toyota и MTV. Магазин Boxfresh в Кове ...

Ф.Б.Растрелли – придворный архитектор
Мы с Вами выезжаем на Шпалерную улицу. Слева от Вас находится Таврический дворец, а в правые окна автобуса Вы можете видеть дом №48, где жил Франческо Бартоломео в 30-е годы XVIII века. Совсем рядом отсюда на проспекте Чернышевского дом 3 ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы