Русская культура XIX – начала XX века

Материалы » История и теория культуры » Русская культура XIX – начала XX века

Петровские реформы явились важным условием формирования национальной культуры. В рассматриваемый период наблюдается рост национального самосознания. В культуре это находит выражение в проповеди личной, внесословной ценности человека.

Культурным событием колоссальной важности, независимо от общей концепции и политической направленности, стало, с точки зрения выражения национального самосознания, появление «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. По свидетельству А.С. Пушкина, «появление сей книги наделало много шуму . Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную». Затем последовало «философическое письмо» П.Я. Чаадаева – первая философия истории России. В 1839 г. появились статьи А.С. Хомякова «О старом и новом» и И.В. Киреевского в ответ Хомякову. Это послужило началам полемики между так называемыми славянофилами и западниками, которые при резких расхождениях по ряду общих вопросов, искали пути превращения русского народа в русскую нацию. Позднейшие исследователи по разному оценивали эти направления, но никто не отрицал их значения для развития русского национального самосознания в широких кругах общества. По существу, в рамках модифицированных основ этих идейных направлений и по сей день в разных сферах культуры ведется спор об историческом предназначении России, ее прошлом, настоящем и будущем.

Другие публикации:

История Мавзолея
Мавзолей сохранялся на протяжении многих столетий, но в средние века его стали постепенно разрушать. Крестоносцы ордена св.Иоанна при постройке своей крепости близ мавзолея брали оттуда материал для строительства. И хотя еще в 1512 году п ...

Родина барокко
В ХVII веке Италия - родина Барокко, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы - испанцы и французы. Они диктуют условия политики. Истощенная Италия не утратила высоты своих кул ...

Танцы XVIII века
Уже к началу XVIII века балет мигрировал из Французского Двора в Парижскую Оперу к разностороннему театральному деятелю Жану-Батисту Люлли, который «сохранил основной концепт балета – сложносоставность формы, в которой танец является неот ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы