Культура Древней Греции

Материалы » История и теория культуры » Культура Древней Греции

Страница 1

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Однако особую роль исследователи отводят античной (греческой) культуре, чьи литература, искусство и философия стали отправной точкой в развитии всей последующей (европейской) культуры, оказали большое влияние на другие культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы – меру всех вещей.

При изучении культуры Древней Греции главным источником для исследователей являются философские и литературные тексты, археологические памятники, уцелевшие архитектурные комплексы. Очень важно при этом ознакомление с научной разработкой истории культуры античной Греции. Особый интерес в этом плане представляют исследования XX в. (работы А. Бонара, Ж.-П. Вернана, А.Ф. Лосева. Ф.Х. Кессиди). В целом для античной культуры характерен рациональный (теоретичный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика, индивидуальное своеобразие в решении тех или иных проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в форме комментирования древних учений, ставших каноническими, увековечивания традиций.

Историю Древней Греции принято подразделять на следующие периоды, которые одновременно являются и культурными: крито-микенский (III – II тыс. до н.э.), гомеровский (XI – IX вв. до н.э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н.э.), эллинистический (вторая половина IV – середина I в. до н.э.).

У истоков греческой культуры стоят Крит и Микены, чью культуру еще нельзя считать водоразделом между древним Востоком и Западом. Более того, характерная для этой эпохи (2 тыс. до н.э.) так называемая «дворцовая» культура сближает ее с восточными прототипами: наблюдается та же централизация хозяйственной, религиозной и военно-политической жизни, что и в культуре Египта, наличие жреческого сословия и мощной бюрократии, где ключевой выступает фигура писца и пирамиду власти венчает царь-жрец. Преобладает хтоническая религиозность (религия земли и плодородия), хотя известны имена греческих богов, позднее вошедших в семью олимпийцев, которые олицетворяют другие силы.

Крушение централизованных систем Крита и Микен развязало руки родовой знати – басилеям в их борьбе за славу, доблесть и богатство. Подвиги греческих героев-аристократов воспевались в поэме Гомера «Илиада», возвращение самого «интеллектуального» греческого героя Одиссея домой, на Итаку – в «Одиссее».

Своеобразие гомеровской эпохи (XI-IX вв. до н.э.) состоит в том, что основной вектор развития культуры направлен не на родовые, а на индивидуальные личностные нормы культуры. Поведение героев Гомера резко индивидуализировано, основная ценность – воинская доблесть («арете»), ее достижение регламентируется «героическим кодексом», приводит к славе, вслед за которой идет чествование – соответствующее положение в обществе и сопутствующее ему богатство. Основной формой общественного контроля выступает «культура стыда» – непосредственно осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы. Формируется рациональная ориентация поведения, его обоснование и соответствующе самосознание. Боги расцениваются как часть природы, человек, поклоняясь богам, может и должен строить с ними отношения рационально. Гомеровская эпоха демонстрирует состязательность («агон») как норму культуротворчества и закладывает агональный фундамент всей европейской культуры.

Последующая, архаическая эпоха (VIII – VI в. до н.э.) демонстрирует результат нового типа общественных связей – закон («номос») как безличную правовую норму, равнообязательную для всех, формируется полис (город-государство), в котором каждый полноправный гражданин – собственник и политик, выражающий частные интересы через поддержание общественных. Равное положение граждан перед законом вводит механизм ограничения в агональную культуру: на первый план выдвигаются мирные добродетели («справедливость», «рассудительность», «благочестие»), а необходимость поддержания общего блага ставит граждан в позицию принудительного социального творчества. Боги охраняют и поддерживают новый социальный и природный порядок (келюс), в котором отношения регулируются принципами космической компенсации и меры, подлежат рациональному осмыслению в различных натурфилософских системах.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Отличие Древней Восточной культуры от Античной
Древний Восток значительно повлиял на формирование Античной культуры. Но культурно – историческое единство не исключает принципиальных отличий. Это пути развития каждой культуры, характер мировоззрения принятых ценностей, степень централи ...

Палаццо Строцци
Палаццо Строцци— флорентийский дворец (палаццо) эпохи Ренессанса. Здание было построено по заказу Филиппо Строцци предположительно по проекту Джулиано да Сангалло в 1489—1539 гг. По своей форме относится к флорентийским городским дворцам ...

Филиппо Брунеллески
Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi (Brunellesco); 1377—1446 г.) — великий итальянский архитектор эпохи Возрождения. Филиппо Брунеллески родился во Флоренции в семье нотариуса Брунеллески ди Липпо. В детстве Филиппо, к которо ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы