Культура Европы эпохи абсолютизма и века Просвещения

Материалы » Западноевропейская культура Нового времени XVII-XIX веков » Культура Европы эпохи абсолютизма и века Просвещения

Страница 2

В ХVII веке формируется и классическая буржуазная мораль, тесно связанная с протестантской этикой. Освящая успех в мирских делах, протестантизм стал духовно-нравственной основой Нового времени, стимулируя человеческую свободу, рыночные отношения, активность буржуазного предпринимательства. Протестантизм открывает человеку возможность для реализации своих мирских устремлений, на путях служения индивидуалистическим, если не эгоистическим порывам своей души. Вместо стяжания духовного богатства, оно по сути, ориентирует личность на стяжание материальных благ, которые в пределах протестантства объявляются главным условием обретения райского блаженства.

Наступление новой культуры было обозначено и стремительно разворачивающейся научной революцией, вначале проявившей себя в математике и механике, а затем в естествознании. В трудах Декарта, Лейбница, Ньютона, Гука, Торричелли, Мариотта, Бойля были сформулированы ряд важнейших законов в математике, физике, химии. Кардинальные научные преобразования меняли принципы, методы и сам стиль европейского научного мышления и впоследствии стали основой современной науки. В Средние века наука испытывала очень сильное давление со стороны церкви, хозяйственная культура не предъявляла к ней почти никаких требований. Парадигма научного исследования несла отпечаток схоластики, так как источниками знания считались не столько эксперименты, сколько Священное писание, рукописи древних мудрецов («чем древнее, тем истиннее»), магические трактаты и опыт магов. В Новое время наука опирается на:

- наблюдение, опыт, научный эксперимент - Бэкон;

- механическую гипотезу, механическую модель - Декарт.

Трудами ученых Нового времени был сформулирован образец методологии классического естествознания, долгое время служивший эталоном научного познания как такового. Основные установки этой парадигмы были сведены к следующим моментам:

- субъект познания - это индивид, с присущими ему познавательными способностями - чувствами и разумом;

- объект познания - это природа;

- цель познания - это открытие универсальных и вечных законов бытия, которые по существу сводились к законам механики - первой из наук, достигшей теоретического уровня.

ХVII век - эпоха интенсивного развития европейской философской мысли. Р.Декарт создает свою рационалистическую теорию и критерием истины признает разум. Ф. Бэкон провозглашает объектом познания - природу, целью познания - господство человека над природой, а методом познания - опыт, индукцию. И. Ньютон доказывает с помощью опытов основные положения натурфилософского материализма. Особенностью философии Нового времени все более становились рациональность, методология и систематизация. В связи с отсутствием должного порядка и рациональности в реальной жизни западных стран (из-за религиозных столкновений, первых буржуазных революций) установление их в философии стало желанной идеей для многих мыслителей. В фундаментальном труде

Исаака Ньютона (1643-1727) «Математические начала натуральной филосо-фии»(1687) система новой физики строится при помощи дефиниций (определений), аксиом (неоспоримых истин) и «математического способа доказательств». Начиная с Декарта, философия приняла этот способ рассуждения за основу и применяла его в построении своих метафизических систем.

Страницы: 1 2 

Другие публикации:

Живопись: традиции и новации
Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском искусстве. На смену символизму пришел акмеизм. Акмеисты, в отличие от символической туманности, провозгласили культ реального земного бытия, "мужественно т ...

Абстракция и стилизация
Каждая картина является, по сути дела, неким набором наиболее характерных черт изображаемого предмета, так как фотографически точно воспроизвести его все равно невозможно. Поэтому в искусстве вопрос ставится иначе: какова приемлемая степе ...

Образ Петра I в интерпретации русских и зарубежных художников XVIII в
Личность Петра – одна из самых значительных в русской истории. Масштабы его деятельности поистине велики. Исключительно его единоличной волей было преобразовано огромное государство, по сути, произведена революция, затронувшая и основы по ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы