Культура Европы эпохи абсолютизма и века Просвещения

Материалы » Западноевропейская культура Нового времени XVII-XIX веков » Культура Европы эпохи абсолютизма и века Просвещения

Страница 1

Новое время начинается буржуазными революциями (первая - в Нидерландах в конце ХVI-го века, последующие - в Англии в ХVII в. и во Франции в 1789 г.) и продолжается до начала научно-технической революции - середина ХХ века. Новый образ жизни и мышления создавал и новое видение действительности, что, в свою очередь, радикально повлияло на творческую деятельность. В духовной жизни Западной Европы произошел такой глубокий переворот, которого еще не знала мировая история. В классической западноевропейской культуре тема Бога постепенно уступает теме Человека. Другими словами, процессы радикальных социальных изменений, происшедшие в период Возрождения, подготовили и сделали неизбежным переход общества Западной Европы к новому состоянию, к новой ступени развития культуры. Этот переход осуществился посредством серии буржуазных революций. Их результатом стало установление нового общественного строя - буржуазного (капиталистического), что привело к действительно радикальным изменениям во всех сферах культуры:

- хозяйственной, где окончательно господствующей стала капиталистическая форма собственности;

- политической, где власть в обществе перешла в руки буржуазии;

- научной, где полностью изменилась парадигма научного познания;

- философской, где ведущей доктриной стал рационализм.

В политической и правовой сферах культуры стали преобладать тенденции гуманизации и демократизации. Существенными оказались изменения в художественной культуре западноевропейского общества. Особенно поражает резко возросший динамизм в преодолении феодальных форм хозяйствования, индустриализация производства, активное развитие предпринимательства. Столь бурное развитие промышленной цивилизации и позволило сформировать уникальную культуру, выделившую Европу из всего остального мира. Поэтому начавшийся период с полным основанием стали называть Новым временем.

Первая буржуазная революция, происшедшая в Англии, кардинально изменила духовную атмосферу в европейском обществе. Не случайно именно в Англии прошла самая первая промышленная революция. Английский и нидерландский торговый капитал, опиравшийся на промышленность, стал подлинно промышленным капиталом. Протестантская трудовая этика поощряла производство и накопление.

Промышленная революция была столь же радикальным этапом в жизни западноевропейцев, как в свое время переход к земледелию. Она позволяла относительно небольшой части населения создавать материальные блага, не прибегая к обработке земли. В Англии были гарантированы политические свободы, началось формирование нового среднего класса. Общество, в целом, отличала высокая социальная мобильность. Новые знания, особенно в науке, свободно распространялись, порождали изобретательность и установки на принятие изменений. Возрастающий спрос на промышленную продукцию стимулировал поиски новых методов, технических новшеств, повышавших производительность труда на производстве. Крупные ремесленные мастерские - мануфактуры - превращались в первые капиталистические предприятия.

Мануфактурное производство организовывалось «рационально», в соответствии с результатами научных исследований. Уважение к разуму, опыту пронизывает теперь все сферы жизни.

В ХVII веке в западной Европе все большую независимость от религии обретает общественная мысль. И хотя влияние христианской религии и церкви было достаточно весомым и они, практически, не ослабляли своих позиций, в западноевропейском обществе все более ощутимы проявления светской культуры. В трудах Томаса Гоббса (1588-1679) - «Основы естественного права и политики» (1639) и Джона Локка (1632-1704) - «Два трактата об управлении» (1690) формируются основные правовые нормы раннебуржуазного государства. И если у Гоббса акцент сделан на полном подчинении граждан государству и государю, которые, в свою очередь, являются главными гарантами их достойной гуманной жизни, то Локк на страницах своей книги требует ограничить деятельность государства самыми необходимыми функциями. Как основатель буржуазного либерализма, Дж. Локк выступал за создание конституционного правительства на основе суверенитета народа, которое гарантировало бы свободу и равное право для всех. Наилучшим образом права личности могут быть обеспечены, по мысли ученого, только при помощи разделения властей: на законодательную (парламент), исполнительную (с включением судебной и военной) и «федеративную» (министры и король). Локк полагал, что каждая из ветвей власти должна контролировать и сдерживать другую. Все это позволит в итоге избежать деспотизма и произвола.

Страницы: 1 2

Другие публикации:


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы