Пожалуй, главной особенностью западноевропейской культуры ХIV-ХV вв. была некоторая неравномерность ее развития. В общем и целом, говоря о культуре Западной Европы этого времени, можно выделить яркий феномен итальянского возрождения и развивающуюся еще во многом в прежнем контексте (например, в позднеготических формах), хотя, безусловно и с определенными оговорками, культуру остальных стран западноевропейского региона.
Думается, что рассмотрение столь обширного явления как «культура» средневекового Запада Х1У-ХУ вв. (кстати, до сих пор рассматривавшаяся прежде всего как «совокупность высших достижений человеческого духа», которые образуют «так сказать золотой фонд человечества» (Гуревич А.Я.) целесообразно начать с культуры итальянского Возрождения как самого яркого явления в истории европейской культуры названного времени и одной из самых блестящих эпох в истории европейской культуры вообще.
Следует заметить, что споры о Возрождении, его характере, социальных и исторических корнях, хронологических рамках и особенностях развития не утихают до сегодняшнего дня. И тем не менее попытаемся (с привлечением новейших исследований) разобраться в этом явлении.
Понятие «Возрождение» (rinascita, rinascentia) возникло в Италии, в ХУ1 в. Впервые термин «Возрождение» употребил архитектор, живописец и, в сущности, первый историк искусства Джорджо Вазари – автор первой истории итальянского искусства эпохи Возрождения, получившей название «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550). В ХУ1 в. Возрождение рассматривалось как подъем культуры после долгих веков Средневековья, и этим понятием обозначали первый (как считали после Античности) блестящий по своему смыслу расцвет литературы, искусства и гуманитарных наук, наступивший после почти тысячелетнего упадка культуры. В Х1Х в. для обозначения эпохи Возрождения в науке утвердился французский термин «Ренессанс» (Renaissance).
Хорошо известно, даже не посвященому, что феномен Возрождения ранее всего возник, оформился и достиг небывалого блеска (ярче всего проявился) в Италии (Хотя следует помнить, что по общему признанию большинства современных исследователей термин «культура Возрождения» не идентичен, не равнозначен понятию «культура эпохи Возрождения», поскольку первое из этих понятий относится к новым, собственно ренессансным явлениям. А второе – гораздо шире, и включает (наряду с культурой Возрождения) и другие культурные явления своего времени (в том числе и продолжавшие существовать средневековые, неренессансные по своему характеру культурные процессы. Не следует забывать и того, что хронологические рамки эпохи Возрождения неодинаковы для разных регионов Западной Европы и даже сфер культуры).
Италия – родина классического Возрождения. Хронологические рамки итальянского Ренессанса – 30–40-е гг. Х1У в. (или с середины Х1У в.) – конец ХУ1 в. (либо первые десятилетия ХУП столетия). Ренессанс в остальных странах Западной Европы – как то французский, немецкий, нидерландский или так наз. Северный Ренессанс (В зарубежной науке под Северной Европой традиционно подразумеваются страны и территории, лежащие к северу от Альп, то есть к северу от Италии, – Нидерланды, Франция, Германия и т.д. Отсюда и понятие «Северное Возрождение», применяемое к культуре и искусству этих стран и имеющее характер не столько географического, сколько историко-культурного и художественного определения.) наступит лишь в конце ХУ в., придется главным образом на ХУ1 стлетие и закончится в конце ХУ1-нач. ХУП в., что выходит за рамки означенной темы лекции, и поэтому говорить подробно о Северном Ренессансе мы не будем.
Итальянский Ренессанс прошел ряд ЭТАПОВ (не идентичных, кстати, периодам эволюции гуманизма, о чем мы скажем ниже).
Другие публикации:
Преобразования библиотечной науки в 18 веке
В первой четверти 18 в. дело просвещения в значительной степени переходит от духовенства к государству. . При школах создаются школьные библиотеки.
В своём трактате “Духовном регламенте” в издаваемых правительством Петра Первого законах ...
Джон Де Андреа
Джон де Андреа, или Эндреа (John De Andrea) – известный американский скульптор, яркий представитель гиперреализма в искусстве. Родился 24 ноября 1941 в Денвере, штат Колорадо, США. Образование получил в университете Колорадо в 1965 (степе ...
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи (1452—1519) был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, математиком, анатомом, ботаником. Он исследовал почти все сферы естествознания, предуг ...