Характерные черты и особенности развития ренессансной культуры в Италии

Материалы » Характерные черты и особенности развития ренессансной культуры в Италии

Страница 1

Пожалуй, главной особенностью западноевропейской культуры ХIV-ХV вв. была некоторая неравномерность ее развития. В общем и целом, говоря о культуре Западной Европы этого времени, можно выделить яркий феномен итальянского возрождения и развивающуюся еще во многом в прежнем контексте (например, в позднеготических формах), хотя, безусловно и с определенными оговорками, культуру остальных стран западноевропейского региона.

Думается, что рассмотрение столь обширного явления как «культура» средневекового Запада Х1У-ХУ вв. (кстати, до сих пор рассматривавшаяся прежде всего как «совокупность высших достижений человеческого духа», которые образуют «так сказать золотой фонд человечества» (Гуревич А.Я.) целесообразно начать с культуры итальянского Возрождения как самого яркого явления в истории европейской культуры названного времени и одной из самых блестящих эпох в истории европейской культуры вообще.

Следует заметить, что споры о Возрождении, его характере, социальных и исторических корнях, хронологических рамках и особенностях развития не утихают до сегодняшнего дня. И тем не менее попытаемся (с привлечением новейших исследований) разобраться в этом явлении.

Понятие «Возрождение» (rinascita, rinascentia) возникло в Италии, в ХУ1 в. Впервые термин «Возрождение» употребил архитектор, живописец и, в сущности, первый историк искусства Джорджо Вазари – автор первой истории итальянского искусства эпохи Возрождения, получившей название «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550). В ХУ1 в. Возрождение рассматривалось как подъем культуры после долгих веков Средневековья, и этим понятием обозначали первый (как считали после Античности) блестящий по своему смыслу расцвет литературы, искусства и гуманитарных наук, наступивший после почти тысячелетнего упадка культуры. В Х1Х в. для обозначения эпохи Возрождения в науке утвердился французский термин «Ренессанс» (Renaissance).

Хорошо известно, даже не посвященому, что феномен Возрождения ранее всего возник, оформился и достиг небывалого блеска (ярче всего проявился) в Италии (Хотя следует помнить, что по общему признанию большинства современных исследователей термин «культура Возрождения» не идентичен, не равнозначен понятию «культура эпохи Возрождения», поскольку первое из этих понятий относится к новым, собственно ренессансным явлениям. А второе – гораздо шире, и включает (наряду с культурой Возрождения) и другие культурные явления своего времени (в том числе и продолжавшие существовать средневековые, неренессансные по своему характеру культурные процессы. Не следует забывать и того, что хронологические рамки эпохи Возрождения неодинаковы для разных регионов Западной Европы и даже сфер культуры).

Италия – родина классического Возрождения. Хронологические рамки итальянского Ренессанса – 30–40-е гг. Х1У в. (или с середины Х1У в.) – конец ХУ1 в. (либо первые десятилетия ХУП столетия). Ренессанс в остальных странах Западной Европы – как то французский, немецкий, нидерландский или так наз. Северный Ренессанс (В зарубежной науке под Северной Европой традиционно подразумеваются страны и территории, лежащие к северу от Альп, то есть к северу от Италии, – Нидерланды, Франция, Германия и т.д. Отсюда и понятие «Северное Возрождение», применяемое к культуре и искусству этих стран и имеющее характер не столько географического, сколько историко-культурного и художественного определения.) наступит лишь в конце ХУ в., придется главным образом на ХУ1 стлетие и закончится в конце ХУ1-нач. ХУП в., что выходит за рамки означенной темы лекции, и поэтому говорить подробно о Северном Ренессансе мы не будем.

Итальянский Ренессанс прошел ряд ЭТАПОВ (не идентичных, кстати, периодам эволюции гуманизма, о чем мы скажем ниже).

Страницы: 1 2 3 4

Другие публикации:

Русская культура позднего средневековья
Рус. кул. 17 в. хар-ся отходом свет. кул. от религиозной. С одной ст. установ. кр. право, с др. раз-ся капиталистич. отн-ния. В лит-ре нов. жанры: повести религиоз. –философ. плана, нравств. плана (вымышлен. герои). Н-р «Повесть о Фрале С ...

Воздействие элементов анимации на игровое кино
Нет сомнения, что все фильмы, так или иначе, показывают свою идеологию, свою политику. Во всех человеческих делах, включая искусство, присутствует идеология, и".каждый фильм - это в какой-то мере всегда фильм политический, поскольку ...

Онтология культуры
Широко распространенным да недавнего времени считалось деление культуры на 2 составляющие: материальную и духовную. Данная установка сформировалась под воздействием марксистской теории и необходимо отметить, что достаточно прочно утвердил ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы