Характерные черты и особенности развития ренессансной культуры в Италии

Материалы » Характерные черты и особенности развития ренессансной культуры в Италии

Страница 3

Кроме того, особое значение имело и то обстоятельство, что в позднесредневековой Италии не существовало четко оформленных сословий. Старая феодальная родовитая знать (аристократия) в силу целого ряда причин (см. нашу лекцию об Италии) была вовлечена в жизнь города и находилась в тесном контакте (прежде всего в чисто хозяйственном) с наиболее состоятельными и влиятельными слоями итальянского пополанства (купечества, банкиров, ремесленников, предпринимателей). Это обстоятельство во многом способствовало появлению в городах Ломбардии и Тосканы совершенно особенного психологичского климата, который формировался усилиями разных слоев итальянского общества, которые привнесли в городскую среду элементы своего миросозерцания и самосознания. В итоге в итальянских городах Х1У в. стал складываться человек нового (ренессансного по своей сути) типа. А в противовес прежней средневеково-аскетической церковной морали сложился идеал активной личности, стремящейся к накопительству и роскоши. Появилась мораль, всесторонне оправдывавщая обогащение, при которой высокий статус личности в обществе и его престижность во многом стали определяться величиной кошелька, богатством его владельца.

В городской среде (особенно в предпринимательской) стали цениться новые качества: расчетливость, деловая хватка, рационализм мышления, высокие профессиональные знания, широкая образованость и кругозор, практицизм.

Прежнее корпоративно-сословное (средневековое по своей сути) сознание стало постепенно разрушаться и уступать место психологии индивидуализма. Достойным уважения был лишь тот, кто добился благополучия и богатства своими личными качествами (смелостью, гибкостью, разносторонними знаниями, деловой хваткой и т.п.).

3. Определенную роль в зарождении итальянской культуры Ренессанса сыграла и существовавшая на Апеннинах широкая система образования (от домашнего обучения, профессиональной подготовки ремесленных и купеческих кругов, городских начальных и средних школ до университетов).

4. Кроме того, важным фактором, сказавшемся на развитии ренессансной культуры, была ее тесная связь с культурой римской цивилизации (в Италии, несмотря на столетия «мрачного Средневековья», сохранились многие памятники древнеримской Античности, и итальянцы прекрасно помнили, что в далеком прошлом их страна со столицей в Риме была центром цивилизованного мира. В сознании итальянцев так или иначе витала идея возрождения былово «величия Рима») и, конечно, в некоторой степени итальянский Ренессанс формировался под влиянием лучших достижений европейской культуры ХП-ХШ вв. (К примеру, в лирики Прованса, городской новеллистики, поэзии вагантов и т.д.).

5. И наконец, фактором, оказавшим, бесспорно, существенное влияние на локальную специфику искусства итальянского Возрождения (в частности повлиявшем на формирование различных школ и направлений, полицентризм Возрождения) был процесс региональной централизации городов-государств (или политической децентрализации страны в целом); существование различных государственных форм.

Отличительными чертами культуры итальянского Возрождения, если говорить кратко, были: индивидуализм мышления (в области права и морали); светскость (люди Возрождения подчеркивали особую роль светской культуры), что проявилось в частности в особенностях языка нового искусства, и в его художественном содержании; бурный подъем наук, особенно гуманитарных (люди Возрождения принимали участие в формировании вполне научных основ гуманитарных знаний и в зарождении опытного естествознания, хотя сами носители Возрождения, как правило, естественными науками непосредственно не занимались. Но проделали значительный труд по изучению, переводу и изданию сочинений античных авторов, а также выработали новые методы интерпретации текстов, что оказало безусловное воздействие на подъем естествознания в период Чинквеченто); реализм (что касалось прежде всего таких сфер культуры как литература и искусство); неподдельный глубокий интерес к наследию Античности (отсюда и само название «Возрождение»). Для людей Возрождения Античность была источником вдохновения и образцом их творчества, их мировоззрения. При этом важным было не простое обращение к Античности, не само по себе обращение к античной древности, а то, чем это прошлое было и какие новые идеи образовывались из этого источника. То есть речь шла не о простой преемственности, а о творческой переработке Возрождением античного наследия.

Страницы: 1 2 3 4

Другие публикации:

Хиппи и политика
Если под политикой понимать выборы, заседания, голосования и продвижения по службе, то хиппи изначально аполитичны. Живя вне "цивильного" общества, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи, хиппи предпочитают менять ми ...

Сеть и типы учреждений культуры для детей и подростков в г. Перми. Анализ деятельности
Сеть учреждений культуры для детей выполняет функции внешкольного образования. Это особый тип образования и воспитания ребенка, максимально позволяющий раскрыть его личностный творческий потенциал. Ведь сегодня образованность человека опр ...

Тематика палеолитического искусства. Животные
Некоторые изображения животных настолько совершенны, что отдельные ученые пытаются определить по ним не только вид, но и подвид животных. Так, большинство изображенных мамонтов, несомненно, относится к виду Mammuthus primigenius, в поздне ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы