Характерные черты и особенности развития ренессансной культуры в Италии

Материалы » Характерные черты и особенности развития ренессансной культуры в Италии

Страница 3

Кроме того, особое значение имело и то обстоятельство, что в позднесредневековой Италии не существовало четко оформленных сословий. Старая феодальная родовитая знать (аристократия) в силу целого ряда причин (см. нашу лекцию об Италии) была вовлечена в жизнь города и находилась в тесном контакте (прежде всего в чисто хозяйственном) с наиболее состоятельными и влиятельными слоями итальянского пополанства (купечества, банкиров, ремесленников, предпринимателей). Это обстоятельство во многом способствовало появлению в городах Ломбардии и Тосканы совершенно особенного психологичского климата, который формировался усилиями разных слоев итальянского общества, которые привнесли в городскую среду элементы своего миросозерцания и самосознания. В итоге в итальянских городах Х1У в. стал складываться человек нового (ренессансного по своей сути) типа. А в противовес прежней средневеково-аскетической церковной морали сложился идеал активной личности, стремящейся к накопительству и роскоши. Появилась мораль, всесторонне оправдывавщая обогащение, при которой высокий статус личности в обществе и его престижность во многом стали определяться величиной кошелька, богатством его владельца.

В городской среде (особенно в предпринимательской) стали цениться новые качества: расчетливость, деловая хватка, рационализм мышления, высокие профессиональные знания, широкая образованость и кругозор, практицизм.

Прежнее корпоративно-сословное (средневековое по своей сути) сознание стало постепенно разрушаться и уступать место психологии индивидуализма. Достойным уважения был лишь тот, кто добился благополучия и богатства своими личными качествами (смелостью, гибкостью, разносторонними знаниями, деловой хваткой и т.п.).

3. Определенную роль в зарождении итальянской культуры Ренессанса сыграла и существовавшая на Апеннинах широкая система образования (от домашнего обучения, профессиональной подготовки ремесленных и купеческих кругов, городских начальных и средних школ до университетов).

4. Кроме того, важным фактором, сказавшемся на развитии ренессансной культуры, была ее тесная связь с культурой римской цивилизации (в Италии, несмотря на столетия «мрачного Средневековья», сохранились многие памятники древнеримской Античности, и итальянцы прекрасно помнили, что в далеком прошлом их страна со столицей в Риме была центром цивилизованного мира. В сознании итальянцев так или иначе витала идея возрождения былово «величия Рима») и, конечно, в некоторой степени итальянский Ренессанс формировался под влиянием лучших достижений европейской культуры ХП-ХШ вв. (К примеру, в лирики Прованса, городской новеллистики, поэзии вагантов и т.д.).

5. И наконец, фактором, оказавшим, бесспорно, существенное влияние на локальную специфику искусства итальянского Возрождения (в частности повлиявшем на формирование различных школ и направлений, полицентризм Возрождения) был процесс региональной централизации городов-государств (или политической децентрализации страны в целом); существование различных государственных форм.

Отличительными чертами культуры итальянского Возрождения, если говорить кратко, были: индивидуализм мышления (в области права и морали); светскость (люди Возрождения подчеркивали особую роль светской культуры), что проявилось в частности в особенностях языка нового искусства, и в его художественном содержании; бурный подъем наук, особенно гуманитарных (люди Возрождения принимали участие в формировании вполне научных основ гуманитарных знаний и в зарождении опытного естествознания, хотя сами носители Возрождения, как правило, естественными науками непосредственно не занимались. Но проделали значительный труд по изучению, переводу и изданию сочинений античных авторов, а также выработали новые методы интерпретации текстов, что оказало безусловное воздействие на подъем естествознания в период Чинквеченто); реализм (что касалось прежде всего таких сфер культуры как литература и искусство); неподдельный глубокий интерес к наследию Античности (отсюда и само название «Возрождение»). Для людей Возрождения Античность была источником вдохновения и образцом их творчества, их мировоззрения. При этом важным было не простое обращение к Античности, не само по себе обращение к античной древности, а то, чем это прошлое было и какие новые идеи образовывались из этого источника. То есть речь шла не о простой преемственности, а о творческой переработке Возрождением античного наследия.

Страницы: 1 2 3 4

Другие публикации:

Иеронимус Босх – очевидец инопланетных цивилизаций
Магия чисел, если верить некоторым исследованиям о жизни художника, играла огромную роль в его жизни. Так, именно числу «пять» он придавал сакральное значение, считая его символом жизни. Ведь именно на пятый день Господь завершил основную ...

Личность как субъект и объект культуры
Личность определяется как "индивидуальная внутренняя социальность, конкретный ансамбль социальных качеств человеческой индивидуальности", "устойчивая совокупность социально значимых черт", характеризующих индивида, про ...

Эра немого кино в Голливуде
Один из первых выдающихся кинорежиссеров Америки – Дейвид Уорк Гриффит(1875 – 1948), прозванный современниками «Шекспиром экрана» и «отцом техники киносъемки». Он вошел в историю мирового кино как гениальный режиссер и создатель нового ки ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы