Образование как социальный институт

Материалы » Теоретические основы культурологии » Образование как социальный институт

Материальные и духовные ценности и знания, накопленные человечеством, необходимо передать новым поколениям, поэтому поддержание достигнутого уровня развития, его совершенствование невозможны без овладения культурным наследием. Образование является существенным компонентом процесса социализации личности. Принято различать формальное и неформальное образование. Термин формальное образование подразумевает существование в обществе специальных учреждений (школ, вузов), осуществляющих процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, политическими установками, которые находят воплощение в государственной политике в области образования. Под термином неформального образования понимается несистематизированное обучение человека знаниями и навыками, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой или путем индивидуального усвоения информации.

При всей своей значимости неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования.

Наиболее существенными особенностями современной системы образования являются: - превращение ее в многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование); - решающее воздействие на личность (по существу образование является основным фактором ее социализации); - предопределение в значительной степени возможностей карьеры, достижения высокого социального положения. Институт образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции:- трансляция и распространения культуры в обществе (ибо именно посредством образования происходит передача от поколения к поколению научных знаний, достижений искусства, моральных норм и т.д.); - формирование у молодых поколений установок, ценностных ориентаций и идеалов, доминирующих в обществе; - социальная селекция, или дифференцированный подход к обучающимся (одна из важнейших функций формального образования, когда поиск талантливой молодежи в современном обществе возводится в ранг государственной политики); - социальное и культурное изменение, реализуемое в процессе научных исследований и открытий (современные институты формального образования, в первую очередь вузы, являются основными или одними из важнейших научных центров во всех отраслях знания). Модель социальной структуры образования можно представить как состоящую из трех основных компонентов: - учащихся; - преподавателей; - организаторов и руководителей образования.

В современном обществе образование является важнейшим средством достижения успеха и символом социальной позиции человека. Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы формального образования оказывают воздействие на социальную мобильность в обществе, делают его более открытым и совершенным.

Другие публикации:

Зарождение самодеятельного художественного творчества в недрах народной художественной культуры
С древних времен человек стремился выразить свое личное мировосприятие посредством танца, рисунка, песни и многого другого. "Танец - один из самых древних и массовых видов искусства. В нём находят отражение социальные и эстетические ...

Научные знания
Медицина. По своему содержанию медицина в Месопотамии была народной. Использовали в основном различные местные травы, животные продукты (жир, кровь, кости, молоко). В текстах не упоминается о каких-либо редких и дорогостоящих веществах. М ...

Представления о культуре в эпоху Средневековья
В рассматриваемый период времени происходит координальное изменение по отношению к рассматриваемому вопросу. Связано это было с тем, что средневековье выдвигает свою, отличную от предшествующей эпохи мировоззренческую парадигму. Вместо ан ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы