Интерпретации

Материалы » Творчество Иеронима Босха » Интерпретации

В последние годы Босх стал едва ли не самым популярным и загадочным западноевропейским художником прошлого. О нем написаны десятки книг, сотни статей и брошюр. Любопытно, что ни один художник не воспринимался столь различно. Каждый автор высказывает о нем собственные мысли, и никакого намека на согласованную оценку пока не наблюдается. Его работы истолковывали в связи с алхимией и учением об элементах природы (Ж. Комбе), в связи с астрологией (А. Пиглер), объясняли фантастические образы художника больной психикой (А. Шовьер), наркотическими галлюцинациями (Р. Делвей).

Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной сильной, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. В XX веке ученые, придя к выводу, что в творчестве Босха заключен куда более глубокий смысл, предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Леонардо да Винчи. Они были ровесниками, художники вполне могли встречаться. Но если оставаться на почве реального, то единственное, пожалуй, что может поставить их рядом, – это одинаково сильное, невероятно острое ощущение бесконечности, из которой их фантазия могла извлечь новые, ни с чем не сравнимые образы, запечатлев их на плоскости, будь то плоскость доски, сиены или холста. Как и в картинах Босха, в работах Леонардо, особенно в графике, соседствуют противоположности – возвышенное и низменное, прекрасное и уродливое. В творчестве обоих мастеров ярко выражена идея мировой гармонии, постоянно подвергаемой угрозе со стороны сил Ада. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» - алхимию, астрологию, черную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшие в ту эпоху. Примеры тому можно найти в монографии Вильгельма Френгера: помимо того, что его теории заслуживают внимания уже в силу своей популярности, они наглядно демонстрируют, с какими проблемами сталкивается любой искусствовед, желающий интерпретировать творчество Босха.

Творчество Босха развивалось на фоне сложных процессов, происходящих в культурной жизни Северной Европы. Оно начиналось в период зарождения гуманистических идей, и в сатирической дидактике его ранних картин земной жизни завершилась общая тенденция жанризации нидерландской живописи XV столетия. Далее в нем нашла отражение кратковременная реставрация в конце XV века позднеготических традиций. Поздние работы художника создавались в период, когда нидерландское искусство окончательно освобождается от средневековых канонов и в поисках нового содержания обращается к монументальному языку и античным сюжетам мастеров итальянского Ренессанса. На каждом этапе своего развития Босх преломляет эти общеевропейские тенденции сквозь призму собственного национального и индивидуального мировосприятия. И в поздний период он продолжает сохранять наиболее прочные связи с национальной традицией. Мастер ищет новые решения, обращаясь не к итальянским учителям, а к искусству своих великих предшественников – Яна ван Эйка, мастера из Флемаля и Рогира ван дер Вейдена. В величавой гармонии его поздних работ в последний раз возрождается в преображенном виде свободный и радостный дух «золотого века» нидерландской живописи, и на этой чистой и торжественной ноте обрывается творчество великого мастера – Иеронима Босха.

Другие публикации:

Эллинистический
Искусство этого периода характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных и с греческими, и с «варварскими» принципами культуры, с развитием науки, техники, философии, религии, с расширением кругозора ...

Токийский Диснейленд
В 1983 году в городе Ураясу, в префектуре Тиба, недалеко от Токио американцы при участии японских фирм построили огромный детский комплекс аттракционов Диснейленд, или Парк чудес. В парках „Мир Уолта Диснея“ в США и Диснейленда в Токио и ...

Готическая музыка: истоки, наши дни
Нужно отметить, что, несмотря на то, что с точки зрения музыкальных критиков из журналов New Music Express и Sound первые ростки "готики" появились на рубеже 70-80-х, та готика, которую мы знаем, возникла в 1984-1985 году. Она в ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы