Жак Луи Давид

Материалы » Образ Наполеона в картинах французских художников » Жак Луи Давид

Страница 3

Картина была настолько велика, что не помещалась в ателье. Давиду предоставили часовню, кое-как оборудованную под мастерскую, С помощью своего ученика Руже Давид начал работать. Перспективное построение архитектурной части чертил декоратор Даготти — оно оказалось настолько сложным, что при всей своей опытности Давид боялся ошибиться. Приказания и исправления продолжали тревожить Давида. [5] Почти каждый раз, бывая в Париже, Наполеон находил время встретиться с Давидом и дать ему несколько советов относительно его работы над картиной. Если и в бытность свою консулом Бонапарт не стеснялся судить об искусстве без всякого смущения, то теперь и подавно он не стеснялся ничего. Впрочем, происходило это не потому, что Наполеон почитал себя знатоком живописи, просто он видел в картинах только удобное средство собственного возвеличивания и решительно ничем, кроме этого, не хотел интересоваться.

Наполеон остался недоволен, что Давид изобразил Пия VII сидящим со сложенными на коленях руками. «Я не для того пригласил его сюда, чтобы он ничего не делал», — сказал император, и Давиду пришлось переписать фигуру папы: теперь, подняв руку, он благословлял императорскую чету. Кажется, Давиду было труднее кончить «Коронацию», чем Наполеону покорить Пирону. Во всяком случае, он писал картину медленнее, чем император вел войны.

Только через три года после коронации, в 1807 году, окончил Давид полотно, равного которому по размеру не писал никогда. Он мог гордиться: груд, завершенный им, был велик, и ожидавшие почести тоже, вероятно, будут велики, но радости он не испытал. [5]

Стоит отметить, что данное событие в ту пору вызвало очень много негодования и разногласий, ведь до Наполеона титул императора был получен впервые Карлом Великим после коронации его в 800 году. И в самый ответственный момент церемонии, когда Папа Римский Пий VII вознёс в руках корону над головой будущего императора, Наполеон выхватил её и собственноручно водрузил на свою голову, а затем взял вторую корону и короновал свою жену Жозефину. Это был очень символичный момент. Наполеон не хотел, чтобы папскому жесту было преданно уж очень большое значение в данном событии. Он не пожелал принимать корону из чьи-либо рук, кроме своих. Этот знаменательный момент и изобразил Давид на своём знаменитом полотне.

В работе «Наполеон в рабочем кабинете», написанной в 1812 году, Давид отходит от идеализации образа Бонапарта и изображает реального человека. По свидетельствам современников именно на этом полотне передан самый правдивый образ Наполеона. Он изображен в скромном синем костюме полковника гренадеров гвардейской пехоты, стоящим у позолоченных массивных стола и кресла, на фоне свитков и фолиантов, часов, показывающих раннее время, когда начинается работа императора французов. Давид не польстил модели: хотя образ выглядит эффектным, но художник подчеркнул маленький рост Бонапарта, редкие волосы, обрюзгшее лицо. [10] Правы те исследователи, которые не отождествляют эту приземленность с ординарностью. Как никогда раньше, Давид передает в портрете напряженную работу мысли, ум Наполеона. В портрете «Наполеон в рабочем кабинете» Давид завершает традицию, сложившуюся во французском искусстве еще во времена Возрождения, когда в официальном портрете внешняя репрезентативность, представительность сочетались с правдивостью. [14]

Подытоживая, можно сказать, что в работах Давида видны профессионализм и отношение к Наполеону как к мировой личности. Какими бы сложными не были их отношения, в своих картинах Давид показывает только то, что хочет император, но при этом в его работах мы не видим сухого подчинения приказам и безжизненного исполнение заказа. Мы видим исторические события и конкретные сцены такими, какими их видел Наполеон, что важнее, чем просто хладнокровная констатация фактов.

Страницы: 1 2 3 

Другие публикации:

Франсуа Жерар
Одним из старших учеников Давида, пришедших к нему до революии был Франсуа Жерар (1770—1837). Сблизившись с Жераром в годы революции, Давид возлагал на него большие надежды, и творчество художника, особенно портреты, исполненные в конце X ...

Фрески Кносского дворца
Не следует, однако, думать, что вся живопись Крита имела такой условный характер, хотя некоторые особенности ранней живописи повторялись постоянно и в дальнейшем. В противоположность «Собирателю шафрана» очень большой реалистической наблю ...

Историческое и культурное значение спального ложе
Кровать – одно из самых древних изобретений человечества. Вне зависимости от того, как менялись быт и культура, эпоха, какой бы не господствовал архитектурный стиль – кровать всегда была и будет. Конечно, меняются ее очертания и конфигура ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы