Развитие белоруской литературы

Материалы » Культура Беларуси во второй половине XIX начале ХХ века » Развитие белоруской литературы

Страница 1

Развитие белорусской литературы, во второй половине ХIХ века происходило в условиях социального и национального давления белорусского народа. Под воздействием социального разделения, вызванного развитием капитализма, в общественной жизни Белоруссии возникли два направления – либерально-буржуазное и революционно-демократическое.

Представителями либерально-буржуазного направления были А. Ельский и А. Пшчолка. В революционных выступлениях пролетариата они видели угрозу для государства и общества, проповедовали социальное примирение, классовое единство белорусской нации.

Родоначальником революционно-демократической литературы был К. Калиновский. В своей газете «Мужицкая правда» он правдиво рассказывал о тяжелом положении крестьянства, раскрывал грабительский характер реформы 1861 года, показывал паразитизм помещиков и политику царизма в Белоруссии. В своих публицистических произведениях К. Калиновский призывал крестьян к борьбе за лучшую жизнь, к народной революции.

После подавления восстания в 1863 году в вихре репрессий народ потерял лучших представителей своей интеллигенции, что привело к временному снижению развития литературы. Но идейные принципы К. Калиновского не были потеряны, позже их развивали в своем творчестве Ф. Богушевич, Я. Лучина, А. Гуринович.

Ф. Богушевич являлся участником восстания 1863 года. Гонимый царскими властями он свой первый сборник стихотворений «Дудка белорусская» смог опубликовать только в 1891 году в Кракове под псевдонимом Матей Бурачок, а второй сборник – «Смычок белорусский» – в 1894 году в Познани под псевдонимом Сымон Ревка из-под Борисова. К сборнику «Дудка белорусская» Ф. Богушевич писал предисловие, где старался пробудить национальную сознательность белорусского народа: ”Можа хто спытае: дзе ж цяпер Беларусь? Там, братцы, яна, дзе наша мова жывець: яна ад Вільні да Мазыра, ад Віцебска за малым не да Чарнігава, дзе Гродна, Мінск, Магілёў, Вільня і шмат мястэчак і вёсак” [4. С. 17]

Он первый из белорусских писателей оповестил о существование белорусского этноса и выделил самостоятельность белорусского языка. Поэт предупреждал: ”Шмат было такіх народаў, што страцілі наперш мову сваю, так як той чалавек прад скананнем, катораму мову займе, а потым і зусім замерлі. Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўмёрлі” [4. С. 17]

Поэт был уверен, что настанет день, когда «перестанем мы плакать над своей долей». Он горячо желал народу:

Вадзіцы хоць каплю,

Ды такой вадзіцы,

Ды з такой крыніцы,

Што, як хто нап'ецца,

Дык вольным стаецца. [4. С.19]

В своих произведениях Я. Лучина

правдиво показывал угнетенное положение белорусского народа, выражал их ненависть к самодержавию и стремление к свободе. Лирическое стихотворение на белорусском языке являются основным жанром его творчества. В них отражается любовь к крестьянству, стремление видеть его образованным и счастливым. Стихи Я. Лучины были посмертно собраны в сборнике “Вязанка”, вышедшем в 1903 году.

Литературных произведений А.Гуриновича сохранилось очень мало. За революционную деятельность поэт был арестован царскими властями. Его произведения распространялись в рукописях и были изданы только после Великой Октябрьской Социалистической революции. Литературное наследие поэта состоит из стихотворений, в которых он основное внимание уделял жизни белорусского крестьянства, призывал его к борьбе.

В белорусской демократической литературе второй половины ХIХ века, широко отражался духовный рост белорусского народа, лучшие черты его национального характера. На традициях, заложенных К. Калиновским, Ф. Богушевичем, Я. Лучиной, А. Гуриновичем, опиралась новая белорусская литература начала ХХ века. Развивалась она также и под влиянием русской, польской и украинской литературы и приобрела черты развитой литературы с разнообразными жанрами, стилями и направлениями. Яркими представителями этого времени считаются Тетка, Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Риветхед
Риветхед, райветхэд, райвет, ривет (от англ. Rivethead - клепаная голова) - молодежная субкультура, образовавшаяся в конце 80-х/начале 90-х, в США, на базе поклонников музыки в жанре индастриал. История. Индустриальная cубкультура появи ...

Этимология слова «панк»
Изначально оно имело негативные коннотации. В кратком оксфордском словаре английского языка "панк" обозначает: - устар. уличная девка (1596); - амер. гнилое дерево или древесная плесень, используемая в сухом виде для разжигани ...

Индивидуализированное обобщение
Художественный образ - обобщение, раскрывающее в конкретно-чувственной форме существенное для ряда явлений. Художник мыслит образами, природа которых конкретно-чувственна. Это роднит образы искусства с формами самой жизни, хотя нельзя по ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы