Художественная культура

Материалы » Культурная и духовная жизнь русского общества в XIX веке » Художественная культура

Страница 3

Особенностью градостроительства было сооружение общественных зданий с определенной функциональной целью: театры, музеи, учебные заведения, больницы и т.д.

Отечественная история на протяжении всех веков формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие, складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

19 век был чрезвычайно богат и динамичен в социально-культурном отношении. Наряду с внутренним единством в историко-культурном процессе прослеживаются два периода до и послереформенный.

Во второй половине 19 века закончилось формирование современного литературного языка, отчетливо выявились особенности русской национальной культуры: гуманизм, гражданственность, социальность. Литература приобретает ведущий характер в художественной жизни, становится одной из форм общественного сознания.

В условиях демократизации культуры, которая была главным содержанием историко-культурного процесса 19 века, особенно пореформенного периода сформировалась разночинская интеллигенция, усилилось ее участие в создании народной школы, расширении сферы образования и просвещения.

На стыке XIX и XX вв. началась новая эпоха в развитии русской культуры, которую назвали «серебряным веком». Она продолжалась недолго, однако явила миру замечательные образцы философской мысли, воскресила русскую икону, обеспечила расцвет поэзии, стимулировала новые направления живописи, музыки, театрального искусства.

Одной из отличительных черт русской культуры в те годы стал космизм, связанный с ощущением единства человека и Вселенной, активности одухотворенного человека. Русские философы-космисты говорили о мире как о «живом организме», как целостной одушевленной космической системе, о единстве человека и космоса, природного и духовного. В частности, родилось и такое убеждение, что объяснить происхождение человека только как природного существа с помощью эволюции не удастся.

Вместе с тем русские религиозные писатели и философы Вл. С. Соловьев, В. В Розанов, С. Н Булгаков, Д. С. Мережковский провозглашали высшей целью развития культуры познание вечных духовных ценностей, свободное выражение религиозного чувства и нравственность; на рубеже веков возник последний большой стиль модерн, главным содержанием которого стал отказ от реализма передвижников и эклектики в архитектуре, культ красоты как единственной ценности и стремление к художественному синтезу всех видов искусства. Такое многообразие интеллектуальных поисков являлось, по словам философа Н.А.Бердяева, следствием «освобождения духовной культуры от гнета социального утилитаризма 60-70-х годов.

Страницы: 1 2 3 

Другие публикации:

Запад и Восток как культурологические понятия
Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и по ...

Распространение граффити культуры
В 1979 году арт-дилер Клаудио Бруни предоставил граффити-художникам Ли Киньонесу и Fab 5 Freddy галерею в Риме. Для многих райтеров, работающих за пределами Нью-Йорка, это было первым знакомством с традиционными формами искусства. Дружеск ...

Пирамиды
Важнейшей чертой древнеегипетской культуры было возведение пирамид. В III-II тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы – постройки для богов – строились из камня. Строительство пирамид – по сути своей непроизводительные расходы – было разорительны ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы