Художественная культура

Материалы » Культурная и духовная жизнь русского общества в XIX веке » Художественная культура

Страница 3

Особенностью градостроительства было сооружение общественных зданий с определенной функциональной целью: театры, музеи, учебные заведения, больницы и т.д.

Отечественная история на протяжении всех веков формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие, складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

19 век был чрезвычайно богат и динамичен в социально-культурном отношении. Наряду с внутренним единством в историко-культурном процессе прослеживаются два периода до и послереформенный.

Во второй половине 19 века закончилось формирование современного литературного языка, отчетливо выявились особенности русской национальной культуры: гуманизм, гражданственность, социальность. Литература приобретает ведущий характер в художественной жизни, становится одной из форм общественного сознания.

В условиях демократизации культуры, которая была главным содержанием историко-культурного процесса 19 века, особенно пореформенного периода сформировалась разночинская интеллигенция, усилилось ее участие в создании народной школы, расширении сферы образования и просвещения.

На стыке XIX и XX вв. началась новая эпоха в развитии русской культуры, которую назвали «серебряным веком». Она продолжалась недолго, однако явила миру замечательные образцы философской мысли, воскресила русскую икону, обеспечила расцвет поэзии, стимулировала новые направления живописи, музыки, театрального искусства.

Одной из отличительных черт русской культуры в те годы стал космизм, связанный с ощущением единства человека и Вселенной, активности одухотворенного человека. Русские философы-космисты говорили о мире как о «живом организме», как целостной одушевленной космической системе, о единстве человека и космоса, природного и духовного. В частности, родилось и такое убеждение, что объяснить происхождение человека только как природного существа с помощью эволюции не удастся.

Вместе с тем русские религиозные писатели и философы Вл. С. Соловьев, В. В Розанов, С. Н Булгаков, Д. С. Мережковский провозглашали высшей целью развития культуры познание вечных духовных ценностей, свободное выражение религиозного чувства и нравственность; на рубеже веков возник последний большой стиль модерн, главным содержанием которого стал отказ от реализма передвижников и эклектики в архитектуре, культ красоты как единственной ценности и стремление к художественному синтезу всех видов искусства. Такое многообразие интеллектуальных поисков являлось, по словам философа Н.А.Бердяева, следствием «освобождения духовной культуры от гнета социального утилитаризма 60-70-х годов.

Страницы: 1 2 3 

Другие публикации:

Капелла Пацци
Одно из самых совершенных и ярких произведений Брунеллески — капелла Пацци во дворе францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции. Заказчиком этой небольшой постройки был богатый купец Андреа Пацци, принадлежавший к старому аристократиче ...

Кинокомиксы – приключения на экране
Кинокомиксы значительно оторвались от первоначального значения слова комиксы, но связующим между ними элементом по-прежнему остается развлекательность — неотъемлемая черта массовой культуры. Если углубляться чересчур, можно обнаружить, чт ...

Личность как субъект и объект культуры
В процессе становления личности происходит уже в существующем культурном контексте, при его непосредственном воздействии на индивида. Поэтому можно утверждать, что человек в этом взаимодействии является объектом воздействия культуры, а ве ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы