реальной образовательно-развивающей сущностью дополнительного образования детей и отношением к ней как системе, дополняющей общее образование;
технологией и организационным статусом;
требования общества к личности и личностным потребностям, а также потребностями разных социумов (семья, детские организации, образовательные учреждения, дошкольные учреждения), взаимодействующими с системой дополнительного образования детей. [9]
Дополнительное образование детей относится к категории тех педагогических феноменов, которые характеризуются интенсивным развитием практики при почти полном отсутствии адекватной ее содержанию теории.
Содержание дополнительного образования детей выходит за пределы стандартов общего полного среднего и начального, а также среднего профессионального образования. При этом термин "образование" употребляется в значении интегрированного процесса воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства.
Создаваемое на основе внешкольных учреждений (деятельность которых в течение трех десятков лет относилась к категории воспитательной) дополнительное образование детей вызывает к себе неоднозначное отношение.
Педагогической общественности заявленной направленностью на получение образовательных результатов. Для того, чтобы стать вполне эффективной в своем новом статусе система дополнительного образования детей должна сохранить свой опыт и традиции, с одной стороны, и стать вполне образовательной системой - с другой.
Дополнительное образование детей, являясь составной частью всей образовательной системы России, подчиняется общим законам и государственным требованиям, одно из которых это ответственность учреждения за качество образовательных услуг лицам от 6 до 18 лет.
Специфические условия дополнительного образования детей заключаются, прежде всего, высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое самое ценное достояние - свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное удовлетворение комплекса образовательных потребностей развивающейся личности. Дополнительное образование детей - новый вид в структуре российской образовательной системе, созданной на основе интеграции нескольких традиционных для России педагогических практик. Смысловое содержание его отражено в " Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (1995 г., изменения и дополнения внесены в 1997г.)
Содержание дополнительного образования детей обуславливается, во-первых, его специфическими условиями, во-вторых, целями и задачами, в-третьих, социально-культурными и социально-экономическими факторами.
Развитие ребенка в процессе дополнительного образования осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях:
личностный рост ребенка;
совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т.е. предметно - деятельной сфере;
повышение его функциональной грамотности. [10]
Соответственно каждое направление требует организации педагогически продуманных условий с учетом возможностей данного возраста детей.
Система дополнительного образования детей переживает период своего становления. Не имея государственных стандартов, обязательных для исполнения, она наделена правами самостоятельного определения деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфики свободного времени.
Дополнительному образованию детей объективно присуще отсутствие любых форм принуждения. Могу, хочу, умею, делаю, не боюсь ошибиться - эти глаголы определяют позиции и детей, и взрослых. Регламентированные требования, принятые в сфере дополнительного образования детей, направлены на создание и поддержание атмосферы психологического комфорта. В практике дополнительного образования не принято предъявлять ребенку требования, которые он не может выполнить, так же как не принято наказывать за невыполненную работу. Ребенок имеет право на усвоение избранной им образовательной программы в индивидуальном темпе и объеме.
Другие публикации:
Вилла Фарнезе
Пала́ццо или ви́лла Фарне́зе (итал. Villa Farnese), в отечественной литературе также замок Капрарола, — укреплённая ренессансная усадьба кардинала Алессандро Фарнезе в местечке Капрарола, в Лацио, в 50 км к северо-западу от ...
Понятие «музей»
Современная музееведческая мысль разработала целый ряд определений музея, что связано как с различными исследовательскими подходами специалистов, так и с разнообразием целей и задач, ради которых создаётся дефиниция. Например, в Российско ...
Репортаж
Специфика фоторепортажа заключается в том, чтобы вовремя запечатлеть интересные моменты и в умении выбрать наиболее удачный ракурс для съемки. Здесь, как правило, исключается режиссура кадра и вмешательство в естественный ход событий. Гла ...