И далее: «Жихарев (М.И.) пишет: «журнальная статья Ч. произвела страшное негодование публики и поэтому не могла не обратить на него преследования правительства. На автора восстало все и вся с небывалым до того ожесточением в нашем довольно апатичном обществе».
«Жихарев приводит подлинный текст бумаги, в которой Ч. объявлялся сошедшим с ума: «появившаяся тогда-то такая-то статья, - гласила эта бумага, - выраженными в ней мыслями возбудила во всех без исключения русских чувства гнева, отвращения и ужаса, в скором, впрочем, времени сменившаяся на чувство сострадания, когда узнали, что достойный сожаления соотечественник, автор статьи, страдает расстройством и помешательством рассудка. Принимая в соображение болезненное состояние несчастного, правительство в своей заботливости и отеческой попечительности предписывает ему не выходить из дому и снабдить его даровым медицинским пособием, на который конец местное начальство имеет назначить особого из подведомственных ему врача».
Так общество и правительство расправилось с неугодным ему автором, посмевшим высказать своё собственное мнение о стране и народе.
Чаадаев, тем не менее, не прекратил занятия литературой. В 1837 г. он пишет «Апологию сумасшедшего», позже посещает публичные лекции в Московском университете, переводит статью А.С. Хомякова «Мнения иностранцев о России», пишет отзыв о книге Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями», критически высказывается о статьях Ф.И. Тютчева «Россия и революция» и «Папство и римский вопрос с русской точки зрения».
Чаадаев умер в 1856 г. и был похоронен в Донском монастыре.
Как мы видим в русской истории, П.Я. Чаадаев был не первым противником официальной версии развития русского государства и народа, и не последним. И его смелый голос заставлял общество переосмысливать многие, казалось бы, незыблемые ценности, и воспринимать мир и историю по-новому. И это несомненная заслуга П.Я. Чаадаева.
Другие публикации:
Проблема возникновения
культуры
Вопрос о происхождении, генезисе культуры - ключевой вопрос культурологии. От того или иного его решения зависит и вопрос о понимании самой культуры, её сущности, а значит, и тенденциях её развития в будущем. Но здесь есть и другая особен ...
Достижения и проблемы в развитии белорусской культуры XVIII века – нач. XX
века
В XIX в. название «Беларусь, Белоруссия», наконец, закрепилось за всей территорией нашей ныне суверенной страны (еще в XVIII в. оно относилось преимущественно к ее восточным областям). В течение нескольких десятилетий после присоединения ...
Начало футуризма в России
В России футуризм на первых порах проявился в живописи, а только потом - в литературе. Художественные поиски братьев Д. и Н.Бурлюков, М.Ларионова, Н.Гончаровой, А.Экстер, Н.Кульбина и др. стали как бы предысторией русского футуризма (хотя ...