Солнечный храм Ниусера в Абусире

Материалы » Архитектура Древнего Египта » Солнечный храм Ниусера в Абусире

Страница 1

Греческие историки Диодор и Геродот рассказывали, что будто бы из-за непосильного труда и угнетений, которым народ подвергался со стороны фараонов IV -ой династии, народ восстал и выбросил тела царей из их гробниц. В результате смуты к власти пришли жрецы бога Ра и возвели на престол своего ставленника, который в благодарность объявил культ Ра государственной религией. Так, или иначе, но «уже в эпоху IV -ой династии начинается усиления культа бога солнца Ра, который при первых царях V -ой династии превращается в верховного государственного бога всего Египта. В состав имен фараонов IV - V династии входит имя бога Ра».

Солнечный храм, как называли храмы в честь Ра, был построен фараоном V -ой династии Ниусером в Абусире и носил название «Тот, кто радует сердце». Храм плохо сохранился, но возможно было его реконструировать. Центральное место в ансамбле храма отводилось обелиску, точнее прообразу обелиска. Это был гигантский прямоугольный столб с постаментом, достигавшим в ширину 40 метров, увенчанный небольшой пирамидой. В нижней части он был сложен из базальтовых, а в верхней – из известняковых блоков и покрыт золоченой медью. Этот золотой «столб» был символом бога Ра – солнечным лучом. Храм представлял собой «огромный открытый двор с крытыми молельнями по его сторонам»25, к нему вел длинный мощеный коридор от пристани в долине, на берегу Нила. Возле обелиска стояла каменная священная ладья, посвященная богу Ра.

Подобная форма обелиска применялась в архитектуре Среднего и Нового царства. Впрочем, и этот обелиск, и пирамиды, все были видоизменением мастаба. Обелиск – вытянутая по пропорциям мастаба, увенчанная пирамидой. А развитие пирамиды до классической четырехгранной формы тоже происходило благодаря изменениям мастаба. Вообще, египетскому искусству свойственно перетекание форм, синтез архитектуры и круглой скульптуры, рельефов, росписей, обобщенность и вместе с тем конкретность форм.

Египетское искусство никогда не доходит до чрезмерной стилизации, вместе с тем в нем нет и признаков натурализма. Большая органичность свойственна египетской архитектуре, подчиненность пространству, закономерность, строгость ансамблей. Искусство Египта имеет жесткие религиозные рамки и каноны, но они не стесняют его, а дают волю к творчеству. И это удивительно, как мастера умели одухотворить канон, делать будь то рельеф или круглую скульптуру не официально застывшей и мертвенной, а истинно вечной, внутренне живой с неповторимыми характерными особенностями.

Архитектура Египта имеет имена, зодчие были не простыми ремесленниками из народа, а обычно приближенными или родственниками фараона, так что имели средства и на свою собственную гробницу и на прославление своего имени. Имхотеп – архитектор ступенчатой пирамиды Джосера, Хемиун – строитель пирамиды Хеопса, Дебхен – зодчий пирамиды Микерина, «Тети – исполнитель рельефа гробницы жреца Солнечного храма Нефериркара, зодчий Шесгеф – создавший мастабу визиря Птаххотепа, зодчие Уашптах и Нехебу - построившие пирамиды фараонов Нефериркара и Пепи I и многие другие зодчие и скульпторы прославленных произведений этой эпохи».

Эпоха Древнего царства – время расцвета египетской культуры и искусства, экономики и захватнической политики государства, время наибольшей деспотии фараонов, внешне которая проявлялась в строительстве гигантских усыпальниц. В период III - IV династии складывается канон египетского искусства, который прошел почти неизменным через все последующие эпохи. Монументальность, стилизация и, вместе с тем, изящество и конкретность образов свойственна Египетскому искусству. Характерен для него синтез архитектуры, скульптуры и живописи, при главенстве и объединяющем начале архитектуры.

Нильские долины богаты различными породами камня и египтяне научились их обрабатывать во всевозможных техниках. Использовали камень и для строительства мастаб и пирамид, и для скульптуры, рельефов, мелкой пластики, бытовых вещей. В основном египетская архитектура – каменная, впрочем, из камня чаще возводились храмы и усыпальницы, а дома строили из сырцового кирпича. Важно было построить не земное жилище, в котором человек проживет недолго, уносимый смертью, а «дом вечности», для посмертного в нем пребывания. Религия диктовала развитие и направленность в искусстве. Религии было все подчинено, ради вечной жизни строили себе пирамиды фараоны и, тем самым подрывали экономику страны. Но вместе с тем, при вере в своих богов, фараоны были выше всякой религии. Они были египетскими богами, очень временными, но и в короткое время владычество их было беспредельно. Об этом говорят молчаливые древние гизехские пирамиды, подлинные памятники неограниченного самодержавия фараона, его поистине божественной власти.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Краткая биография
Родилась 7 мая 1898 в Москве в семье известного книгоиздателя И.Н. Кнебеля. Свой путь нашла не сразу. Мечтая быть актрисой, отчетливо осознавала ограниченность своих внешних данных, бесспорно сужающих возможный творческий диапазон. Облада ...

Русская культура позднего средневековья
Рус. кул. 17 в. хар-ся отходом свет. кул. от религиозной. С одной ст. установ. кр. право, с др. раз-ся капиталистич. отн-ния. В лит-ре нов. жанры: повести религиоз. –философ. плана, нравств. плана (вымышлен. герои). Н-р «Повесть о Фрале С ...

Влияние религии на культуру людей
Религия «телесно» и духовно входит в мир культуры. Более того, она составляет один из ее конструктивных устоев, фиксируемых историками едва ли не с появления «человека разумного». На этом основании многие богословы вслед за выдающимся этн ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы