"Переходные эпохи" и феномен массовой культуры

Материалы » "Переходные эпохи" и феномен массовой культуры

Страница 1

Социокультурный мир неоднороден и многомерен в синхронном и диахронном аспектах. Классификация культурных типов – это метод исследования культур, в котором критерием выделения является определённая совокупность существенных показателей.

Выделяют социальные, этнонациональные и исторические типы культуры. Социальные типы культуры классифицируются по различным признакам:

Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии: доминирующая или «базовая», культура – совокупность «алгоритмов» жизнедеятельности, поведения и общения, характерных для большинства социальных субъектов.

1. Доминирующая культура может быть этнической и национальной.

- Этническая культура основана на общности происхождения и совместной деятельности, основной способ передачи социокультурной информации в ней – традиция.

- Национальная культура основана на территориальном, экономическом и лингвистическом объединении людей. Включает в себя специализированные области и этническую культуру. Основной способ передачи социокультурных достижений – письменность.

Наряду с доминирующей, в культурном пространстве наличествуют субкультуры. Субкультура – совокупность социокультурных характеристик, присущих определённой социальной группе. Признаки субкультуры:

а) собственная, отличная от доминирующей, система ценностей и жизненных ориентиров;

б) особенности языка как средства общения (арго);

в) стиль жизни;

г) имидж и др.

К числу субкультур относятся молодёжная, тюремная, цыганская и другие виды культуры.

3. Контркультура – тенденции, элементы культуры, направленные против установок и ценностных ориентаций доминирующей культуры. Контркультура, с одной стороны, характеризует направленность и соотносимость «базовой» и субкультур, а с другой стороны, отражает тенденции создания культурных инноваций в развитии культуры.

Элитарная - культура, ориентированная на восприятие лучшей части общества. Обладает особой художественной восприимчивостью, ориентирована на высокие образы.

Маргинальная(от лат. marginales – находящийся на краю) – понятие, определяемое положением человека между культурными типами. К ней относят «культурные гибриды».[7]

Массовая (от лат. massa – ком, кусок), которая является предметом моего изучения и темой реферта.

По мнению значительного, числа отечественных и зарубежных исследователей, первоочередное полнокровное оформление массовой культуры произошло на Североамериканском континенте. Изначально главным образом потому, что носители европейской цивилизации, прибывшие на североамериканскую землю в первые десятилетия XVII в., не сформировали глубинную прослойку фольклорных традиций. Это было невозможно сделать из-за относительной малочисленности ранних переселенцев, их жесткой прагматической нацеленности на выживание в предельно суровых условиях. Такую точку зрения высказывают как российские, так и американские исследователи. [1, с.36]

А само понятие «массовая культура» впервые появилось в 1957 г. в США в сборнике статей «Массовая культура» под редакцией Б.Розенберга и Д.Уайта.

Последняя треть XIX В. – это время, когда в западной цивилизации появляются первые признаки общества растущего массового потребления. Это было следствием множества технологических усовершенствований, позволивших ускорить производство продуктов массового потребления, обеспечить их доступность для всё более широких слоев населения.[1, c.37]

В сфере материальной массовой культуры начало XX в. значительно активизирует возникшее уже в предыдущие годы мастерство технической эстетики, впоследствии нареченное понятием “дизайн”.

Всё более быстрое насыщение рынка однотипными товарами, сошедшими с конвейера, потребовало вариативности конструкций ради расширения числа покупателей.

В сфере массового спроса происходит расслоение утилитарного и престижного аспектов предлагаемых товаров. И возникающий между этими характеристиками зазор со временем увеличивается. Общественное расслоение ярко проявляется в растущей роли престижного и демонстративного, поведения. Этот феномен имеет глубинные социально-исторические и социально-психологические предпосылки. Он проявляется в тяготении отдельных людей и даже целых социальных групп к потреблению на показ, с целью демонстрации и подтверждения своих престижа и статуса.

Таким образом, культ потребления – звено в основании массовой культуры. Как отмечают западные маркетологи, ко второй половине XX в. понятия «покупатель» и «покупка» сменились понятиями «потребитель» «и потребление». При этом соображения о планах и способах приобретения всё новых и новых предметов и развлечений зачастую становятся смыслом их жизни.

В таких условиях зависимость производства от спроса жёстко заявила о себе не только в материальной сфере. Множество продуктов интеллектуального, художественного, писательского труда и сами эти процессы становятся заложниками рыночных отношений. Именно идеология потребительства укрепила и размножила те ростки массовой культуры в области «свободных искусств».

Страницы: 1 2 3 4

Другие публикации:

Выставка восковых фигур из Санкт-Петербурга
Временная выставка мобилизует посетителей, заставляя их прийти в музей. Сегодня сократилось количество туристов, но увеличилось количество жителей города, которые приходят в музей. В 1-м зале данной выставки можно видеть Князя Новгородск ...

Хиппи и политика
Если под политикой понимать выборы, заседания, голосования и продвижения по службе, то хиппи изначально аполитичны. Живя вне "цивильного" общества, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи, хиппи предпочитают менять ми ...

Творчество
Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было строительство с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира. Наиболее ярко проявился в середине XVIII в архитектурных сооружения ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы