"Переходные эпохи" и феномен массовой культуры

Материалы » "Переходные эпохи" и феномен массовой культуры

Страница 2

Подавляющее число деятелей искусства попадает в зависимость от рыночных запросов массового потребления. А эти запросы, как правило, не отличаются особой оригинальностью. Они ориентированы на приятное развлечение, необременительную релаксацию. Как отклик на такие запросы создается массовое искусство, не претендующее на глубокое содержание и высокие эстетические критерию Его основное кредо – занимательность и доступность для восприятия любого человека – от школьника до безграмотного поденщика или среднеграмотного конторщика.

Еще одним элементом массовой культуры становится китч. Это слово имеет корень с немецким глаголом «verkitchen», что означает «продавать», «получать прибыль», и характеризует наиболее показательную черту массовой культуры и массового искусства – их потребительскую нацеленность, их устремленность к получению прибыли, зависимость от покупательского спроса. По мнению известного французского культуролога А. Моля, «китч – это основной принцип в искусстве массового общества». И он составляет до 95% общего эстетического воздействия в современном социуме, считает Моль.

С утверждением телевидения (середина XX в.) внедрение массовых эстетических стереотипов в общественное сознание стало особенно настойчивым и неотвязным. С появлением этого могущественного средства связи наступил «звездный час» для массовой культуры и массового искусства. Теперь их продукты способны проникнуть в жилище, завладеть вниманием практически любого человека.

Достоинства телекоммуникаций перечислять нет смысла – они общеизвестны. А вот негативные последствия повсеместного бытования телевизионного «ящика» и его круглосуточного функционирования стали заботой социологов лишь несколько десятилетий тому назад. Наибольшую тревогу вызывает близкое к наркотическому «затягивание» личности в демонстрируемые по телевидению зрелища, вытеснение этим видом свободного времяпрепровождения других рекреативных занятий: чтения книг, прогулок, игр с детьми, занятий спортом (в роли действующего лица, а не «болельщика») и т.п.

Не может не вызывать тревогу и то место, которое заняла массовая культура, по преимуществу транслируемая телевидением, в восприятии огромного большинства людей. Существовавшие и в дотелевизионную эпоху стандартизация и стереотипизация духовного продукта, того же китча, теперь становятся поистине всепроникающими. Их концентрацией к концу XXв. стала передача многочисленных, протянутых через месяцы и даже годы сериалов, сделавшихся успешными наследниками лубочной литературы.

На содержании, и на способах доставки до аудитории продуктов современной культуры лежит неустранимый императив коммерциализации. Невзыскательный вкус массового потребителя диктует производству культурных стереотипов соответствующие нормативы. Но тем самым стереотипы, воплощенные в текстах и зрелищах, в свою очередь формируют вкусы новых поколений массового зрителя по уже бытующим стандартам.

В связи с этим можно говорить не только о проектировании предметного и духовного мира применительно к вкусам большинства, но и о проектировании самих этих вкусов и привычек типовых представителей «среднего» класса обычных жителей.

Было бы крайне неверно характеризовать массовую культуру в виде однообразного мутного потока. Наоборот – это многокрасочное, изобилующее блестящими позументами и переливаниями цвета пространство, которое разделяется на сегменты применительно к различным группам населения и их специфическим интересам. «Упаковка продукта», как правило, разнообразна внешне и очень привлекательна. Однако содержимое в большинстве случаев должно соответствовать стандартам массового вкуса.

Обобщая вслед за многими теоретиками наиболее существенные черты массовой культуры, следует отметить следующее:

1. продукты массовой культуры создаются и распространяются с целью коммерческой прибыли по законам рынка;

2. массовую доступность и широкий спрос на такие произведения обеспечивают их создание по стандартизированным конструктивным схемам;

3. изобразительная яркость и содержательная экспрессия – обязательные факторы успешного творчества в этой сфере;

4. происходит теснейшее сопряжение масскультурного и рекламного типов деятельности. [1, c.51]

Но было бы упущением представлять массовую культуру только негативно, как чудовище, пожирающее в человеке всё человеческое. Анализируя массовую культуру, не стоит рассматривать её в исключительно идеологическом ключе. Для того чтобы избежать подобных ошибок, можно проанализировать следующие аспекты проблемы:

- социальные процессы, способствующие появлению и развитию массовой культуры;

- отличие массовой культуры от народной;

- влияние технологической революции;

- фактор моды в распространении пролуктов массовой культуры;

- социальные и психологические механизмы массовой культуры;

Страницы: 1 2 3 4

Другие публикации:

Конструктивизм. Появление конструктивизма
Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930 годов. Характеризуется строгостью ...

Проникновение идей Просвещения в Россию
Почва для распространения идей Просвещения в России была подготовлена реформами Петра I. К концу его царствования страна уверенно шла по пути европеизации и оказалась включенной в культурную орбиту Запада. Быстрыми темпами шло становление ...

Возрождение как явление культуры
XIII век (конец) – начало ренессансной культуры Италии - проторенессансом. Рядом с Данте всегда называют имя итальянского поэта Франческа Петрарки (1304 - 1374 гг.), который считается первым гуманистом Италии. По сути, в это время возника ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы