Футуризм и кубофутуризм

Материалы » Культура XX века » Футуризм и кубофутуризм

Футуризм – (лат. Futurum – "будущее") – одно из предельно эпатажных направлений в искусстве авангарда, наиболее полно реализовавшееся в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Начало футуризма – публикация 20 февраля 1909 г. в парижской газете "Фигаро" "Манифеста футуризма" итальянского поэта Ф.Т. Маринетти (1876-1944). В центре эстетики футуризма - преклонение перед современной цивилизацией: упоенные новейшими достижениями техники, футуристы идеализировали урбанизацию, развитие индустрии, материальные ценности. Футуризм отвергал классическое высокое искусство и его "мистические идеалы".

Русский футуризм возник независимо от итальянского и был значительнее. Основа русского футуризма – ощущение краха, кризиса всего старого. Наиболее близким к футуризму было объединение кубофутуристов "Гилея", в которую входили А.Крученых, В.Маяковский, В.Хлебников, братья В. и Д. Бурлюки, В.Каменский и др., называвшие себя "будущниками", "будетленами".

Особо выделяются русские кубофутуристы-художники, творчески взаимодействующие с поэтами: Н. Гончарова, М. Ларионов, М. Матюшин, К. Малевич.

Абстракционизм.

Абстракционизм – общая тенденция целого ряда направлений авангарда 1910-1920-е гг. в живописи на создание живописно-пластических композиций, цветовых сочетаний, лишенных какого-либо вербализуемого смысла. В абстракционизме сложились два течения: психологическое и геометрическое.

Основателем психологического абстракционизма был Василий Кандинский (1866-1944), в картинах "Гора", "Москва" и др. он делал акцент на самостоятельной выразительной ценности цвета. Важны музыкальные ассоциации цветовых сочетаний, с помощью которых абстрактное искусство стремилось выразить глубинные "истины бытия", движение "космических сил", а также лиризм и драматизм человеческих переживаний.

Геометрический (логический, интеллектуальный) абстракционизм – это нонфигуративный кубизм. Художники создавали новый тип художественного пространства путем сочетания различных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Например, в России – лучизм М.Ларионова (1881-1964), возникший как своеобразное преломление первых открытий в области ядерной физики; "беспредметничество" О.Розановой, Л.Поповой, В.Татлина; супрематизм К.Малевича.

Другие публикации:

Архитектура и зодчество
Зодчество принадлежит к той сфере культуры, где, как и в литературе, на протяжении XVII в. произошли наиболее существенные изменения. Основным строительным материалом оставалось дерево, из которого сооружались как избы крестьян и посадск ...

«Философствующие» неформалы
Интерес к философии – один из весьма распространённых в неформальной среде. Это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и своё место в окружающем молодого человека мире выводит его за рамки устоявшихся, «заформализованных» пред ...

Понятие «картина мира»
Картина мира — сложно структурированная целостность, включающая три главных компонента — мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы