Футуризм и кубофутуризм

Материалы » Культура XX века » Футуризм и кубофутуризм

Футуризм – (лат. Futurum – "будущее") – одно из предельно эпатажных направлений в искусстве авангарда, наиболее полно реализовавшееся в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Начало футуризма – публикация 20 февраля 1909 г. в парижской газете "Фигаро" "Манифеста футуризма" итальянского поэта Ф.Т. Маринетти (1876-1944). В центре эстетики футуризма - преклонение перед современной цивилизацией: упоенные новейшими достижениями техники, футуристы идеализировали урбанизацию, развитие индустрии, материальные ценности. Футуризм отвергал классическое высокое искусство и его "мистические идеалы".

Русский футуризм возник независимо от итальянского и был значительнее. Основа русского футуризма – ощущение краха, кризиса всего старого. Наиболее близким к футуризму было объединение кубофутуристов "Гилея", в которую входили А.Крученых, В.Маяковский, В.Хлебников, братья В. и Д. Бурлюки, В.Каменский и др., называвшие себя "будущниками", "будетленами".

Особо выделяются русские кубофутуристы-художники, творчески взаимодействующие с поэтами: Н. Гончарова, М. Ларионов, М. Матюшин, К. Малевич.

Абстракционизм.

Абстракционизм – общая тенденция целого ряда направлений авангарда 1910-1920-е гг. в живописи на создание живописно-пластических композиций, цветовых сочетаний, лишенных какого-либо вербализуемого смысла. В абстракционизме сложились два течения: психологическое и геометрическое.

Основателем психологического абстракционизма был Василий Кандинский (1866-1944), в картинах "Гора", "Москва" и др. он делал акцент на самостоятельной выразительной ценности цвета. Важны музыкальные ассоциации цветовых сочетаний, с помощью которых абстрактное искусство стремилось выразить глубинные "истины бытия", движение "космических сил", а также лиризм и драматизм человеческих переживаний.

Геометрический (логический, интеллектуальный) абстракционизм – это нонфигуративный кубизм. Художники создавали новый тип художественного пространства путем сочетания различных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Например, в России – лучизм М.Ларионова (1881-1964), возникший как своеобразное преломление первых открытий в области ядерной физики; "беспредметничество" О.Розановой, Л.Поповой, В.Татлина; супрематизм К.Малевича.

Другие публикации:

Развитие библиотечной науки в 19 веке
В начале 19 века в России вводятся в действие устав университетов и устав учебных заведений, положившие начало созданию государственной системы народного образования. Развитие просвещения и издание книг создавали необходимые предпосылки д ...

Готическая субкультура: истоки, наши дни
Зарождение В самом конце 70-х панк волна в Англии стала затихать, панк, как стиль, стал видоизменяться, что вызвало изменения и в аудитории. Тогда и возник пост-панк, изначально декадентское музыкальное течение не ставило перед собой ник ...

Античное искусство
Согласно философии Платона, никто из художников не создает идею (эйдос), а только «видимость вещей», которые сами по себе являются отражением идеи и потому живописец или скульптор - подражатель подражателей, творец призраков и изобразител ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы