Авангард

Материалы » Французский кинематограф » Авангард

«Авангард - это интеллектуальное любопытство в области, где еще можно открыть много удивительного». Так определял сущность авангарда Рене Клер.

В послевоенные годы во Франции возникло движение против использования кино в коммерческих целях. Движение возглавили представители киноавангарда того времени. Занимаясь формальными экспериментами, авангардисты в то же время значительно расширили выразительные возможности кино. Ими создавались киноклубы, пропагандировавшие лучшие достижения мирового кино.

Первым фильмом нового направления принято считать «Механический балет» Ф. Леже 1924 года. За этим фильмом последовала целая серия короткометражных этюдов, длиной в одну – две части, принадлежавших к самым различным формалистическим направлениям: абстрактным, дадаистическим, сюрреалистическим. Постановщики этих этюдов стремились экспериментировать в области формы, игнорируя содержание.

Среди кинематографистов появилось немало сторонников сюрреализма. В конце двадцатых годов сюрреализм во французском кино проявлялся преимущественно в двух формах – спокойной и резкой. Представителем первой был создатель красивых фотографических видений Манн Рэй, второй – испанский режиссер Луис Бануэль, работавший вместе с испанским художником Сальвадором Дали. Фильм Бануэля и Дали «Андалузский пес» появился в 1928 году, в период огромной популярности сюрреализма. Авторы показали на экране несвязанную, свободную от законов логики цепочку случайных ассоциаций. Над расшифровкой содержания этого фильма ломали голову многие из поклонников сюрреализма, но как можно было найти содержание там, где авторы ставили своей задачей отрицание логики и разума, замену разума алогизмом!

Все авангардистские фильмы Альберто Кавальканти основывались на ясных и понятных сценариях. Этот молодой художник-декоратор, сотрудничавший с Марселем Л’Эрбье, дебютировал сентиментальным репортажем о жизни будничного Парижа «Только время» (1926). Фильм был первой попыткой кинематографического обозрения большого города, его архитектурных и социальных контрастов. В своем наиболее зрелом фильме «На рейде» (1928) режиссер обратился к традициям «Лихорадки» Деллюка и «Верного сердца» Эпштейна, воссоздав на экране романтическую атмосферу марсельского портового кабака, тоску по странствиям, конфликт между обыденностью жизни и мечтой о необыкновенных приключениях. Свойственные Кавальканти романтические акценты в описании парижской улицы или марсельского порта обнаруживаются позже в тридцатые годы, в период расцвета французского киноискусства в фильмах Карне и Дювивье.

Несколько раньше, чем Кавальканти, дебютировал в кино как кинорежиссер Жан Ренуар, сын великого художника – импрессиониста Огюста Ренуара. В своих фильмах «Дочь воды» (1924) и «Девочка со спичками» (1928) Ренуар пытался найти экранное выражение сказки. «Дочь воды» интересна живописной кинематографической трактовкой пейзажа, почти все действие картины происходило на натуре.

Французское кино в конце немого периода.

В 1928 году во Франции появились первые звуковые фильмы.

Многие творческие работники считали приход звука почти катастрофой. Им казалось, что снова возродятся на экране театральные традиции, а законы кинематографической выразительности, над открытием которых так долго трудились Л. Деллюк и его последователи, будут попраны.

Переход к производству звуковых фильмов чувствительнее всего отразился на зашедших в тупик авангардистах. Не располагая необходимыми средствами для дальнейшего экспериментирования в области постановки звуковых фильмов, большинство авангардистов прекращают свою творческую деятельность.

Традиционный кинематограф уступал местно новым художественным поискам. Это явление можно проследить на творчестве двух крупных режиссеров, которые заслуженно вошли в историю французского кино, - Ж. Фейдера и К. Дрейера.

Жак Фейдер (псевдоним Жака Фредерикса, род. В 1888г. в Брюсселе, умер в Швейцарии в 1948г.) начал свою деятельность в кино в 1912 году на студии «Гомон», снимаясь как актер у режиссера Фейада. Затем работал ассистентом режиссера, а в 1916 году снял свой первый фильм «Господин Пенсон – полицейский».

Заслуга Жака Фейдера в эту эпоху заключается в том, что, противостоя «авангарду» с одной стороны и коммерческому кино с другой, он создал фильмы, обращавшиеся ко всем классам публики и обладавшие к тому же высокими художественными достоинствами.

Другие публикации:

Керамические сосуды Древнего Рима
История Древнего Рима и его цивилизация по сравнению с Грецией были значительно более сложными явлениями. В отличии от Греции, население древней Италии состояло из нескольких разноязычных народов, причём на языке римлян – латинском – гово ...

Социальные и социокультурные функции современного музея, как основы взаимодействия музея и общества
Музей развивает присущую ему удивительную способность: концентрация в его стенах исторических и культурных памятников приводит к качественному изменению социокультурной среды местности, в которой он возник. Главная проблема у музеев обще ...

Новгородская София
Новгородская София возникла в 1045-1050гг. по своему композиционному построению она близка к киевской. Мы опять видим огромное пятинефное крестово-купольное сооружение, хоры, занимающие боковые нефы и западную стену, двухэтажные боковые г ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы