Кроме функционального соответствия и максимального упрощения основных форм архитектурные сооружения современности включают в себя выдумку, фантазию, театральное игровое начало, сложные образные ассоциации. Например, постройка Чарльза Мура - Пьяцца д'Италиа в Новом Орлеане, месте, избранном итальянской общиной города для проведения своих фестивалей. Желание заказчиков - создать материальное воплощение ностальгии - архитектор выполнил в форме гротеска, создав коллаж из классических европейских архитектурных мотивов, который располагается вокруг громадной каменной карты Италии. Австрийский архитектор Ханс Холляйн в интерьерах Бюро путешествий в Вене попытался средствами архитектуры передать ощущения, образы, мечты и иллюзии, возникающие у человека, отправляющегося в далекие страны. Там, где архитектор-модернист сделал бы стеклянные стены и увешал их рекламными плакатами, Холляйн ставит стальные пальмы, среди которых стоит руина классической колонны. Над авиакассой летают орлы. Пространство здесь похоже на сцену, а посетитель, двигаясь по ней, включается в общий спектакль, начиная играть какую-то роль.
Главной заслугой постмодернизма является то, что язык архитектурных форм стал несравненно богаче, выразительнее стали объемы и композиции, понятие красоты и образности было реабилитировано даже в отношении строго функциональных построек. Архитекторы постмодернизма, проявляя уважение к историческому и национальному наследию, создали немало замечательных проектов реконструкции исторических частей городов, ассимилируя современные постройки в историческую ткань города без ущерба для сторон. Но главное, что они вернули архитектуру в лоно искусства.
К арт-практикам постмодернизма относятся:
– Акции.
Первые акции проводились дадаистами и сюрреалистами еще в 1910-1925 гг. и носили эпатажный, деструктивный характер. Акции носят иррациональный, парадоксально-абсурдный характер и обращены к внесознательным уровням психики реципиента. Большое влияние на создателей акционизма оказывает их увлеченность восточными и первобытными культами, шаманскими обрядами, практиками медитации, употребление психотропных веществ и т.д.
Например, акция художника Джексона Полока (1912-1956) заключалась в спонтанном процессе разливания или разбрызгивания красок по холсту. Рукой мастера управляли глубинные подсознательные импульсы. Среди его работ - "Лавановый туман", "Глаза в жару", "Зачарованный лес", "Серость океана". Когда Полока все чаще стали снимать журналисты во время работы, он уходил в запой, хотя брызгал свои картины исключительно трезвым. Акции художника прервал суицид. Мистик и художник Агнесс Мартин рисует просто линии карандашом и называется это "Океан" - идея вечно неизменной природы. Ее работа "Без названия. № 4" (1989 г.) представляет собой серые полосы.
– Хэппенинги.
Хэппенинги – (англ. To happer – "случаться, происходить") – акции, как бы непреднамеренно совершающиеся в местах обычного пребывания публики (площади, парки, скверы, автостоянки). Хэппенинг – представление (вроде карнавала, маскарада, сакрального ритуала), заранее спланированное и подчиненное либретто и режиссерскому замыслу; в остальном участники импровизируют действие. Основная задача – выведение искусства в жизнь, слияние с жизнью, внедрение в сознание обычного человека мысли о том, что любой фрагмент его обыденной жизни может быть поднят до уровня искусства или сакрального действа.
Другие публикации:
Теория культурно-исторических типов
С несколько иных позиций эволюционная теория отвергалась представителями теории культурно-исторических типов – Данилевским, Шпенглером, Сорокиным, Тойнби. Для них существовали не абстрактные, а множество реально существующих типов культур ...
Библиотеки в XIV – XV веках
Становление Великого Московского княжества характеризуется повышением политического, экономического и культурного значения Русского государства. Этот период характеризуется быстрым ростом библиотечного дела, появлением новых типов и видов ...
Древнегреческая драматургия
Древнегреческая драматургия своими истоками связана с сельскими празднованиями в честь Диониса. К греческой драме относились трагедии, сюжетом которых обычно были мифы о героях и богах, но поэты 5 в. до н.э. трактовали эти мифы по-своему. ...