Гомеровская Греция

Материалы » Вазопись Древней Греции » Гомеровская Греция

Древнейший период развития греческого искусства носит название гомеровского по имени легендарного автора эпических поэм “Иллиада” и “Одиссея”, описавшего это время.Изобразительные искусства и архитектура гомеровской Греции при всем их непосредственно народном происхождении не достигли ни широты охвата общественной жизни, ни художественного совершенства эпической поэзии.

Начальный этап собственно греческого искусства - геометрика (IX - VIIIв. до н.э.) - возвращение к древнему знаково-символическому языку. Самое яркое своё выражение геометрика нашла в керамике. Вазы, так называемого “геометрического стиля” отличаются благородством, четким решением композиции, строгостью силуэта, подчёркнутого росписью. Роспись наносилась коричневой краской по бледножелтоватому фону глиняного сосуда. Орнамент покрывал вазу обычно в верхней ее части рядом кольцевых поясов, иногда заполнявших всю ее поверхность. Повсюду возникали школы керамики. Геометрические вазы предназначались для погребальных ритуалов: в них хоронили прах умерших, клали в качестве дара в могилы, а в Аттике ставили в качестве надгробия.

Наиболее полное представление о “геометрическом стиле” дают так называемые дипилонские вазы, относящиеся к 9 - 8 вв. до н.э. и найденные археологами на древнем кладбище близ Дипилонских ворот в Афинах (илл. 1). Эти очень большие сосуды, высотой иногда почти в рост человека, имели погребальное и культовое назначение, по форме повторяя глиняные сосуды, служившие для хранения больших количеств зерна или растительного масла. На дипилонских амфорах орнамент особенно обилен: узор состоит чаще всего из чисто геометрических мотивов, в частности плетенки-меандра (меандровый орнамент сохранялся в качестве орнаментального мотива и на всем протяжении развития греческого искусства). Кроме геометрического орнамента широко применялся схематизированный растительный и животный орнамент. Фигуры животных (птиц, зверей, например лани и др.) многократно повторяются на протяжении отдельных полос орнамента, придавая изображению ясный, хотя и однообразный ритмический строй.

Важной особенностью более поздних дипилонских ваз (8 в. до н.э.) является введение в узор примитивных сюжетных изображений со схематизированными, сведенными почти к геометрическому знаку фигурами людей. Эти сюжетные мотивы очень разнообразны (обряд оплакивания умершего, состязание колесниц, плывущие суда и т. п.). При всей своей схематичности и примитивности фигуры людей и особенно животных обладают известной выразительностью в передаче общего характера движения и наглядностью рассказа. По отношению к искусству доклассового общества эти вазы безусловно знаменуют шаг вперед.

Другие публикации:

Многозначность и недосказанность
Образная мысль многозначна. Один из аспектов многозначности образа - недосказанность. Воспринимающий получает исходный импульс для раздумий, ему задается эмоциональное состояние и программа переработки полученной информации, но за ним сох ...

Герхард Рихтер
Герхард Рихтер (Gerhard Richter) – немецкий художник, один из самых известных мастеров современной живописи. Родился 9 декабря 1932 в Дрездене в Германии. С 1948 по 1951 год обучался в художественной щколе в Циттау, затем в 1952–1956 года ...

Культура Крита
В начале I тысячелетия до нашей эры древневосточные цивилизации (в частности египетская) вступили в полосу упадка и уступили свое место новому культурному очагу, возникшему в Средиземноморском регионе. Но еще в III-II тыс. До н.э., т.е. о ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы