Академизм. Ампир. Немецкий классицизм

Культура Нового времени » Академизм. Ампир. Немецкий классицизм

В первое десятилетие XIX века позиции классицизма остаются сильными. Одним из ведущих мастеров этого направления был Жан Огюст Доменик Энгр (1780-1867), которому удалось превратить давидовский классицизм в академическое искусство. Энгр не принимал революционности Давида, в своем творчестве он стремился обрести полную независимость от своего времени и обращался за сюжетами только к прошлому («Жанна д`Арк на коронации Карла VII», «Эдип и Сфинкс» и др.).

В XIX в. с приходом романтизма классицизм трансформировался в ампир: стиль империи, характеризующийся монументальностью, респектабельностью в интерьере, изысканностью и роскошью во внутреннем убранстве, использующий древнеримские архитектурные формы.

Центральным пунктом немецкой классики, ознаменовавшей грань между классицизмом и романтизмом стала эстетика Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832). Программным произведением Гете стала трагедия «Фауст» (1808, 1830 гг. создания), в которой художник показывает человека, уже совершенно не способного доверять установленной на все времена истине – ни научной, ни философской, ни религиозной, в которую верили люди XVIII в. Фауст – герой XIX в. – он не знает, что ему делать. В первой строке Евангелия от Иоанна, которую он решает перевести, его смущают слова «В начале было Слово» - и он переделывает их: «В начале было Дело». Но уяснить себе, в чем же заключается человеческое дело, Фауст не может. И тогда к нему является искуситель Мефистофель, который предлагает Фаусту изведать, «что значит жизни полнота». Знакомство с этим «знанием» оборачивается несчастьем для героини трагедии Маргариты.

Классицизму Гете противостоял зарождающийся романтизм, а также барокко, представленные в творчестве немецкого писателя, сентименталиста и преромантика – Жана Поля (1763-1825), создавшего «энциклопедию стилей», которая была осуществима лишь в переходную эпоху литературного развития (роман «Титан» и др.). Жан Поль – автор крылатой фразы «мировая скорбь», ставшей любимой последующими романтиками.

Романтизм возник в результате разочарования в Великой французской революции. В представлении романтиков идеал и реальность истории располагаются в разных плоскостях. Идеал выше, существеннее реальности. И они искали его в прошлом, в старине, традициях, восходящих к мифологии, где, на их взгляд, укрылось изначально-истинное бытие. Отсюда основной конфликт в эстетике романтизма – между мечтой и действительностью.

Романтизм претендовал на всеохватность взгляда на мир, на обобщение всего человеческого знания: идеи романтизма относились к философии, политике, экономике, медицине и проч. В центре романтической эстетики – творческий субъект, гений, убежденный в универсальности своего видения действительности.

Другие публикации:

Достижения и проблемы в развитии белорусской культуры XVIII века – нач. XX века
В XIX в. название «Беларусь, Белоруссия», наконец, закрепилось за всей территорией нашей ныне суверенной страны (еще в XVIII в. оно относилось преимущественно к ее восточным областям). В течение нескольких десятилетий после присоединения ...

Отечественная культурологическая мысль ХIХ-ХХ вв
Развитие культурологической мысли в России имеет ряд особенностей, обусловленных пограничным положением, которое занимала русская культура и история между Европой и Азией. Отсюда и «противоречивость русской души», которая по мнению Н. А. ...

Материалы и инструменты
Валик. Для изготовления валика приготовьте кусочек ткани 70´50см. Короткие стороны соедините вместе и прострочите на швейной машинке, длинные подогните на 2–3см и сшейте по лицевой (наружной) стороне с двух сторон. В получившуюся ку ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы