Феномен средневекового карнавала

Материалы » Культура Западной Европы в Средние века » Феномен средневекового карнавала

Карнавал – это праздник, родившийся в христианской традиции, хотя во внешних проявлениях он напоминал Дионисии и Аполлонии. В народных представлениях был силен языческий элемент. Низкий уровень культуры этому способствовал. Восприятие Бога и все, что дало христианство человеку, на многие столетия было доступно только единицам образованных людей. Главным, что получило распространение в народе и воспринималось в подлинно христианском смысле – это проповеди о морали и нравственности. Христианские упования, - единственное, что как-то укрепляло людей в темные века средневековья, и вселяло веру в то, что когда-то все воздастся и будет по-другому. Но это «когда-то» было совсем в другом мире, а отдушиной в этом мире стал карнавал. Это большие народные праздники, длящиеся несколько дней, во время которых разрешалось то, что было не дозволено в обычной жизни. Мир словно бы переворачивался - и шут становился королем, он мог отдавать приказы, бедняк – папой и мог править миром. Люди одевались странно и смешно, надевали на лица маски и творили всевозможные бесчинства. В средневековом карнавале маска – это собственное лицо, только обратное самому себе. Маски часто были похожи на животных: человек не мог создать самого себя, но обратного себе. Обратная сторона человека – это его низменные, животные инстинкты и проявления. Отсюда – амбивалентность, противоположность самому себе. Карнавал – это антипод идеала христианского мира, это мир низменных, плотских удовольствий, мир вывернутый наизнанку, где каждый может быть антиподом самому себе. Карнавал проходил раз в год и длился несколько дней, во время этих праздников дозволялись разбои, безнравственные поступки, которые рассматривались как противопоставление христианской морали, в жестких рамках которой народ оказывался после карнавала. Правда, под христианской моралью подразумевались определенные гражданские позиции, а, собственно, не она сама. Личное обращение к Богу, как и понятие нравственности, были средневековому человеку почти неизвестно, все это было санкционировано государством и поставлено на социальные рельсы, отчего человеком воспринимались как чисто внешние обстоятельства, в которых он жил, а не как внутренняя, собственная действительность. Важен – карнавальный смех, - это праздничный смех, он не был индивидуальной реакцией на отдельное смешное явление, карнавальный смех всенароден, это смех «на миру», он универсален, он направлен на все и на всех, в том числе и на самих участников карнавала, весь мир воспринимается смешным, «этот смех амбивалентный, он веселый, ликующий и одновременно – насмешливый, высмеивающий, он и отрицает, и утверждает» (М.Бахтин).

Смех имеет еще одну грань – двойную природу: он обнажает страх, говорит о смерти и нарушении запрета, и вместе с тем, избавляет человека от ужаса перед бытием. Карнавальный смех – смех христианина, а не язычника, так как в язычестве смех существовал только лишь для осмеяния тайного существования человека и государства, а в христианстве приобретает особенную глубину – открытие человеку запретов, обнажение страха, смерти и пустоты.

Для карнавала специально тексты не писались, лишь придумывались сценарии. Но уже к XIII веку во Франции и Германии сложился особый карнавальный жанр литературы фаблио – небольшие смешные истории или басни, в которых высмеивались пороки, церковь и государство. Во Франции самым знаменитым сочинителем фаблио был Рютбеф, а в Германии – Штрикер. Например, фаблио Рютбефа «О Буренке, поповской корове».

Другие публикации:

Специфика творчества эстрадного актера
Одна из основных особенностей эстрады – культ актера. Он (актер) не только главная, но, порой, единственная фигура в искусстве эстрады. Нет артиста – нет номера. На эстраде артист, какой бы он ни был, хороший или плохой, выйдя на сцену, о ...

Пространство и время
Кино называют искусством времени в формах пространства. Передавая свободное движение во времени, писал В. Пудовкин, кино "в полной мере может изображать всю сложность мира, делать ясными глубокие связи между явлениями, легко перенося ...

Миф как феномен первобытной культуры
Устойчивая символическая картина мира складывается уже в эпоху мезолита в форме мифологической картины мира. Человек мезолита постепенно переходит к земледелию, осваивает растительный мир, открывает для себя иную, по сравнению с охотникам ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы