Культура Западной Европы в Средние века

Материалы » Культура Западной Европы в Средние века

В Деяниях Апостолов есть место, где описывается встреча апостола Павла с эпикурейскими и стоическими философами в Афинах: «Что это за новое учение, проповедуемое тобою?» - спросили они. – «И став Павел среди ареопага, сказал: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, которого вы не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян 17: 22-23). Как Ветхий Завет был «детоводителем ко Христу», так и античная философия с ее морально-нравственными аспектами, отношением к мирозданию, материальному и идеальному началам была своеобразной подготовкой к восприятию христианского учения. Некоторые античные философы, например, Платон, Сократ, Зенон считались предтечами христианских богословов. В Архангельском соборе Московского Кремля они изображены с нимбами наряду с Отцами Церкви и Великими Святыми.

Рождение Средневековой культуры, чудовищной и прекрасной одновременно, проходило в процессе крушения Средиземноморского эллинистического мира, столкновениях умирающей античности и варварского язычества. Это было время войн, политической неопределенности, упадка культуры. Начало Средневековья – V в. К этому времени были сформулированы основные каноны христианства, церковные традиции, были приняты богословские догматы на церковных соборах. Это время, когда жили Николай чудотворец Мирликийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Блаженный Августин, Бонавентура, Боэций – великие святители и философы христианства (Отцы церкви).

В 395 г. – со смертью императора Феодосия Великого (379-395) произошло окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную. Восточная империя продолжала жить самостоятельно (после падения Западной в 476 г.) и у не началась своя, ранневизантийская история. Византия продлила жизнь античной культуры до 1453 г., когда сама была завоевана турками.

Рассмотрим средневековую культуру Западной Европы.

Неуверенность в материальной обеспеченности людей Средневековья сопровождалась духовной неуверенностью, неуверенностью в будущей жизни, поскольку блаженство никому не было гарантировано. Ментальность, эмоции, поведение западноевропейского человека формировались в первую очередь в связи с потребностью в самоуспокоении. Отсюда – особое значение авторитетов. Высший авторитет – Писание, Отцы Церкви. К авторитетам прибегали в той мере, в какой они не противоречили собственным воззрениям. «У авторитета нос из воска, и форму его можно изменить в любую сторону», - крылатая фраза, принадлежащая известному теологу кон. XII в. Алену Лилльскому. Церковь спешила осудить новшества, которые рассматривались как грех. Изобретать считалось безнравственным. Средневековая этика преподавалась и проповедовалась при помощи стереотипных историй, неустанно повторявшихся моралистами и проповедниками. Эти сборники примеров (exempla) и составляют средневековую нравоучительную литературу. К доказательству авторитетом прибавлялось доказательство чудом. Средневекового человека привлекало все, что было необычно, сверхъестественно и ненормально. Наука же более охотно избирала своим предметом что-то исключительное, чудесное, например, затмения, землетрясения.

Парадоксальность Средневековья заключается в том, что в это тяжелое время, наполненное жестокостью бесконечных войн и кострами инквизиции, человек был способен создать прекрасные образы любви, преданности и красоты. Образы прекрасных дам, рыцарского благородства и королевской справедливости. Средневековое мировоззрение построено на амбивалентностях: постижение сути вещей, природ и причин, стремление к Богу, сочетается здесь с языческим мистицизмом и суевериями. Средневековый символ – это внешний шутовской облик, с божественным содержанием. Символы средневекового сознания рождаются в осмыслении Священного Писания. Осмысление духовных истин Священного Писания было направлено, прежде всего, на познание природы вещей и осознание их с духовной точки зрения. В сознании возникли неведомые животные, волшебные страны, чудесные образы из потусторонней жизни. Мир для человека стал наполнен различными существами – гномами, эльфами. «Физиолог» - текст-словарь, в котором давалось символическое определение природы зверей, их сущности, исходя из Священного Писания. Каждый материальный предмет рассматривался как изображение чего-то в духовном отношении более высокого, становясь тем самым символом. Мыслить означало открывать скрытые значения. Природа виделась огромным хранилищем символов. Минералы, растения, животные – все символично.

Образ Единорога уподобляли Христу, прозрачный берилл, пропускающий свет, - образ христианина, озаренного светом Христа. Красный сардоникс означал Христа, проливающего свою кровь на кресте. Яблоко – символ зла (яблоко по-латыни malum – «зло»), мандрагора, как считалось, возбуждает чувственность и одержимость; когда ее вырывают, она кричит, и тот, кто слышит крик, умирает или сходит с ума.

Другие публикации:

Медиаобразование
Целью педагогического проектирования медиаобразовательной среды вуза является обеспечение условий для развития и становления в процессе обучения информационной культуры, как одной из важнейшей компонент культуры современного человека. В с ...

Художники, работающие в графической технике
Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер(1471—1528), Франсиско Гойя (1746—1828), Гюстав Доре (1832—1883), японских художников Китагава Утамаро (1753—1806), Х ...

Кампания по очистке нью-йоркских поездов
Эта эпоха граффити характеризуется тем, что большинство граффити-художников перенесли свои работы из вагонов метро и поездов в «уличные галереи». Кампания по очистке нью-йоркских поездов началось в мае 1989 года, когда власти Нью-Йорка ст ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы