Научная культура в Средние века

Материалы » Культура Западной Европы в Средние века » Научная культура в Средние века

Уровень образованности средневекового европейца был очень невысок. Неграмотными были герцоги и короли, и даже представители духовенства. Христианская часть культуры становилась доступной в виде цитат, парафраз, нравоучительных историй. Источником христианской мысли в раннем Средневековье была даже не сама Библия, а ее второстепенные изложения, низводившие духовную жизнь до борьбы пороков и добродетелей. Иконопись и зодчество становятся нравоучительными. Уже в 1025 г. Аррасский собор утверждал: «Неграмотные созерцают в живописи то, что они не могут прочесть».

Ученые раннего Средневековья: Северин Боэций (480-524), «последний римлянин», передавший средневековью знания аристотелевской философии; Флавий Кассиодор (ок.490-583), занимавшийся латинской риторикой, инициатор переписывания древних текстов; Беда Достопочтенный (673-735), в наиболее завершенной форме изложивши теорию четырех смыслов Священного Писания, положенной в основу христианской экзегетики.

Характерная черта средневековой культуры в парадоксальном сочетании мистического (даже с элементами оккультизма) душевного порыва с ориентацией на строгую методологию и системность подобную математической или юридической. Благодаря развитию образования в XII веке изменяется отношение к книге. Книга университетская стала цениться выше, чем книга монастырская. IV Латеранским собором были запрещены ордалии (испытания огнем и водой), им на смену постепенно приходили письменные доказательства истины. Десакрализация книги сопровождалась определенной рационализацией методов интеллектуальной работы, что воплотилось в схоластическом методе. Схоластика (от греч. Scholastikos – «школьный, ученый») – религиозная философская система, характеризующаяся соединением религиозной философии с рационалистической методикой и интересам к формально-логическим проблемам. Схоласты стремились систематизировать и обосновать содержание христианского учения и в противовес мистике видели путь постижения Бога в логике и рассуждении. Известный представитель схоластики Ансельм Кентерберийский (1033-1109) утверждал, что все истины Откровения доступны рациональному доказательству. Он «доказал» существование Бога, сформулировав онтологический аргумент: Бог есть наивысшее мыслимое совершенство, поскольку существование является одним из необходимых атрибутов совершенства, постольку Бог существует – невозможно быть высшим совершенством и при этом не существовать.

Схоластика при разработке проблематики предполагала спор, «диспут», в котором в противовес ранее принятым ссылкам на авторитет все большее значение приобретала практика логического обоснования аргумента. Схоластика способствовала развитию самосознания. Раньше человек искал меру и оценку своих прегрешений и заслуг вовне. Покаяние рассматривалось как некий штраф - после выполнения епитимьи, человек считал себя примиренным с Богом и церковью, с самим собой. Теперь же от него требовалось раскаяние. Это давало отпущение грехов.

В средневековой науке важное место занимала алхимия. Алхимия (позднелат. Alchemia) – название химии, данное арабами около VIII в. В XI-XII в. из арабских стран она проникает на Запад. Цель алхимии – превращение неблагородных металлов (меди, свинца) в благородные (золото и серебро) при помощи «философского камня», а также создание «жизненного эликсира», дающего человеку бессмертие. В процессе этих поисков были открыты способы получения ряда минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, кислот, щелочей и проч., а также разработаны методы лабораторных исследований: перегонка, взгонка, фильтрование. Известные европейские алхимики Роджер Бэкон (ок.1214-1294), Арнольдо де Виланова (1235-1313),автор «Салернского кодекса здоровья», Альберт Великий (между 1193 и 1206-1280) и др.

Другие публикации:

Культура танца в эпоху Возрождения
Итак, музыкальная культура занимала особое место в искусстве и культуры Возрождения. Рассматривая музыка, невозможно не обратиться к различным ее сферам. Одной из таких сфер является танцевальное искусство. Танец — вид искусства, в кото ...

Характеристика архитектуры Возрождения
Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты римской классической архитектуры. Тем не менее, форма зданий и их назначение, как и основные принципы градостроительства, изменились с античных времён. Римляне никогда не строил ...

Культура Древней Месопотамии
Месопотамия (Междуречье) – область между Тигром и Евфратом, расположенная в их нижнем и среднем течении. В IV-I тыс. до н.э. здесь существовали, сталкиваясь и сменяя друг друга, разные народы и государства (Шумер. Аккад, Ассирия, Вавилон) ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы