Культурная система барокко

Культура Нового времени » Культурная система барокко

Страница 2

Распространенным жанром в изобразительном искусстве Голландии становится бытовая живопись, творцы которой получили наименование «малых голландцев» из-за непритязательности сюжетов и малого размера картин. Знаменитый голландский портретист XVII в. - Франс Халс (ок.1580-1666). Вершина голландского реализма – творчество Харменса Ван Рейна Рембрандта (1606-1669), который писал на религиозные сюжеты («Вирсавия» и др.) и экспериментировал с изображением своего лица, создав серию автопортретов.

Литература барокко.

В середине XV в. в Испании зародился новый жанр, который существовал повсеместно в Западной Европе вплоть до сер. XVII в. – плутовской роман. Плутовской роман изображал грубую реальность, в которой действует антигерой - проходимец, шарлатан, авантюрист. Открывает серию плутовского жанра повесть анонимного автора «Жизнь Ласарильо с Тормеса» (1525-1526), который представляет собой «автобиографию», отражающую все стадии «искусства жить»: среди лжи, обмана, невзгод и злоключений, завершающаяся осознанием тщетности понятий чести и долга.

«Гусман из Альфараче» (1599-1604) Матео Алемана – классический образец плутовского романа, испанская действительность с ее сутенерством и нищетой представлена здесь в гротескном виде.

Другие известные писатели данного жанра: Франсиско де Кеведо, Луис Велес де Гевара, Алонсо Кастильо де Солорсано и др.

Литература барокко представлена также жанром исторического романа. Так, в романе Ганса Якоба Кристофа Гриммельсгаузена (1621-1676) «Симплициссимус» (1668) были отражены ужасы Тридцатилетней войны (1618-1648), опустошившей Среднюю Европу и прежде всего Германию. «Симплициссимус» наполнен различными «учеными» сведениями: примеры из древней истории, свидетельства античных писателей, факты из естественных наук, медицины, астрологии и демонологии.

Литература XVII в. рисует картину хаотически расщепленной действительности, стремясь к ее энциклопедическому охвату. И поэтому исторический роман сознательно тяготеет к энциклопедически полной передаче действительности.

Стиль литературы XVII характеризуется эмблематическим типом мышления, который истолковывает вещи не в их реальных связях, а в специальных контекстах, выдающих аллегорический смысл. Например, лягушка, зимующая под землей, а весною оживающая, есть аллегория «воскресения во плоти»; крокодил, выползающий из яйца, - аллегория «быстрой перемены судьбы к лучшему» и т.д.

Вместе с тем в развитии западноевропейского общества наблюдались кризисные тенденции: эпидемии чумы в Милане в 1630-1631 гг. (умерло 60 тыс.человек), в Лондоне в 1664-1665 гг. (умерло 70 тыс.чел). Голод, сокращение питания, спекулятивный рост цен на продукты в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648 ) уменьшили население Германии на 40%.

Страницы: 1 2 

Другие публикации:

В Большом, но изредка на сцены любимого театра
После Зигфрида в "Лебедином озере" больше ни одной новой роли в балетах Григоровича Лиепа не получил: репетировал, но не получил возможности станцевать Курбского в "Иване Грозном", не был занят и в новой версии "Р ...

«Носферату: симфония ужаса»
Фридрих Вильгельм Плумпе родился 28 декабря 1888 года в Билефельде в Германии. Изучал историю искусств в Гейдельбергском и Берлинском университете. Его псевдоним «Мурнау» происходит от названия немецкого городка Мурнау. Творческую деятель ...

Основные представители эпохи Возрождения
Франческо Петрарка (1304—1374) — родоначальник итальянского Возрождения, великий поэт и мыслитель, политический деятель. Выходец из пополанской семьи Флоренции, он многие годы провел в Авиньоне при папской курии, а остаток жизни — в Итали ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы