Развитие народного образования

Материалы » Культура Беларуси во второй половине XIX начале ХХ века » Развитие народного образования

Страница 1

Развитие промышленности, товарно-денежных отношений ставило на повестку дня развитие народного образования в середине ХIХ века оно находилось на низком уровне. Накануне отмены крепостного права в Белоруссии действовало 576 учебных заведений всех типов, в них обучалось только 17 тысяч учащихся, что составляло 0,5% всего населения Белоруссии. [3. С. 176]

В средних учебных заведениях обучались только дети дворян. В школах для низших сословий учебный процесс строился таким образом, чтобы научить учащихся читать и писать, воспитать в духе религиозности, преданности и покорности царю.

После отмены крепостного права, царские власти вынуждены были пойти на реформу школьного образования, которая способствовала расширению сетки начальных школ и отменяла основные границы для поступающих в высшие и средние учебные заведения. Но её результаты были незначительными, так как её проведение совпало с реакцией наступившей после подавления восстания 1863 года. С целью усиления русского влияния на местное население и воспитание верноподданнических чувств, а также ликвидации польской системы образования, царское правительство особое внимание обратило на начальную школу. Она была поставлена под контроль православной церкви. Были уволены все учителя-католики. Преподавание велось только на русском языке, так как белорусский и польский языки были запрещены. Большая часть учебного времени отводилось «закону божьему», молитвам и церковному пению. Но, не смотря на материальные трудности, с которыми было связано отправление детей в школу, тяга населения к знаниям была огромной. Школ не хватало. Царские власти выделяли на образование небольшие денежные суммы и по этому многие школы в Белоруссии находились полностью на содержании крестьян.

В 1884 году после убийства Александра II, было издано положение о церковноприходских школах, которые открылись вместо народных начальных школ. Преподавание в них вели в основном священники, псаломщики, писари, так как квалифицированных кадров не хватало.

Еще медленнее, чем начальное, развивалось среднее образование. В 1868 году насчитывалось 18 средних учебных заведений: 6 мужских и 4-женских гимназий, 2 прогимназии, Гори-Горецкое земледельческое училище, Полоцкий кадетский корпус и 4 духовные семинарии, в них обучалось 3265 учащихся. [3. С. 178]

Это были дети дворян, чиновников, духовенства и буржуазии. Для детей беднейших слоев населения эти школы были не доступны из–за высокой платы за обучение.

В Белоруссии были распространены женские профессиональные учебные заведения. Преобладали школы кройки и шитья и рукодельные классы. Выпускницы получали аттестаты, которые давали право открывать частные школы и курсы швейного мастерства

Из всех средних учебных заведений только мужские классические и реальные гимназии давали право поступления в высшие учебные заведения. Остальные таких прав не имели, их выпускники занимали служебные должности.

Во второй половине ХIХ – начале ХХ века в Белоруссии не было высших учебных заведений. Официальные власти неоднократно отклоняли ходатайство общественности об открытии в Беларуси университета или политехнического института. Та часть выпускников, которая могла продолжить образование, училась в университетах Петербурга, Москвы, Киева, Харькова, Одессы, Варшавы и других городах.

В начале ХХ века в системе образования Белоруссии произошли новые изменения. Вместо церковно-приходских школ открывались народные училища. В связи с развитием промышленности и торговли быстрыми темпами расширялась сеть государственных и частных средних школ – гимназий и реальных училищ. Разно-профильные и разнотипные профессиональные учебные заведения готовили квалифицированных специалистов в области промышленности, сельского хозяйства, торговли, медицины, просвещения, что соответствовало требованиям социально-экономического и культурного развития страны.

Помимо четырех семинарий в Несвиже, Молодечно, Свислочи и Полоцке, открытых еще во второй половине ХIХ века, в 1909–1915 годах были открыты учительские семинарии в Рогачеве и Гомеле и женские семинарии в Орше и Борисове. В Гомеле было открыто железнодорожное училище. В Могилеве, Гродно и Витебске – медицинские школы. Также в Белоруссии действовало пять сельскохозяйственных школ.

Повышению общеобразовательного и культурного уровня населения содействовали библиотеки. Наиболее крупной среди них была библиотека имени А.С. Пушкина, созданная в 1900 году. Постоянными читателями библиотек были учащиеся, учителя, служащие, ремесленники, рабочие. К 1914 году в Беларуси работало 851 библиотека с книжным фондом 423 тысячи экземпляров, и 54 научных и культурно-просветительских обществ, которые внесли значительные достижения в изучении этнографии, истории, культуры и природоведения. [3. С. 252]

Не смотря на ограничительные меры царизма, под влиянием экономического развития страны, благодаря активности крестьян развитие народного образования набирало темпы. В 1881 году насчитывалось 2185 различных учебных заведений, а в 1914 году их уже было 7682. [3. С. 249]

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Основные средства выразительности театрального искусства. Декорация
Декорация (от лат. decoro - украшаю) - оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в которой действует актер. Декорация "представляет собой художественный образ места действия и одновременно площадку, представляющую богатые во ...

Народная словесность
Возникновение русской литературы относится к концу Х в., когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно – служебные и историко-повествовательные произведения на церковно – славянском языке. Древняя Р ...

Керамические сосуды Древней Греции
Художественное наследие Древней Эллады - одна из двух составных частей великой античной культуры (другое - искусство Древнего Рима), определяющих сущность всего европейского эстетического творчества. Древние эллины, или греки были небольш ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы