Многообразие моделей концертно-зрелищных программ: общее и особенное

Материалы » Технологические особенности постановки концертно-зрелищных программ » Многообразие моделей концертно-зрелищных программ: общее и особенное

Страница 5

Развлечения под открытым небом, зависевшие от капризов природы, уступили место досугу в закрытых помещениях. Английские пабы (пивные залы) “впустили” туда актеров и музыкантов-исполнителей. Принципиально новой формой развлекательного досуга для Англии оказались мюзик-холлы, т.е. музыкальные залы при постоялых дворах и отелях. Путники, останавливавшиеся в отелях, получали развлечение вместе с ужином, но за увеличенную плату. Длительное время программа состояла из выступлений комических певцов и цирковых номеров, а всем представлением руководил ведущий.

Мюзик-холлы возникли на промышленном севере Великобритании. Самым первым считается основанный в 1832 году “Стармюзик-холл” в Болтоне (Ланкашир). Историки английского мюзик-холла особо выделяют деятельность Шарля Мортона (1819 — 1904), основателя таких лондонских мюзик-холлов, как “Кентерберийский холм”, “Харчевня кабана”, “Альгамбра”, “Палас-театр”. Мортон начал с того, что перестроил развалившуюся таверну в помещение для представлений. Зал, вмещавший 700 человек, получил название “Кентерберийский холм”. “Сначала представления давались в вечернее время по четвергам для торговцев и рабочих квартала, затем — по субботам, чтобы они могли привести с собой и жен. Такого никогда раньше не было, — продолжает исследователь, — так как дамы ходили до этого только в театры. Никогда ни одна дама не была в кафе .".

Родившись в залах отелей, в кафе и ресторанах, эта форма развлечения очень медленно продвигалась в сторону отделения концертно-театральной эстрады от гастрономии. По иллюстрациям в книгах, посвященных истории английского мюзик-холла, можно составить представление о том, что аудитория, занятая едой и разговорами, мало внимания обращала на концертирующих артистов.

В 70 — 80-х гг. ХIX столетия самые крупные парижские кафе-концерты также стали называться мюзик-холлами, и на их сценах обычная дивертисментная программа постепенно переродилась в спектакль-ревю (обозрение), где было занято еще большее число участников, наличествовало роскошное оформление, а в актерском исполнении присутствовали элементы подчеркнутой эротики. Образовалась граница между залом и подмостками в виде световой рампы и занавеса, в результате чего видоизменилась система общения артистов с залом. Развивались зрелищные формы воздействия. Увеличившиеся по сравнению с кафе-концертами размеры сцены и зала потребовали массовости участников в концертных номерах, что привело к укрупнению самого зрелища, переставшего быть на вторых ролях в качестве фона, общего плана и получившего такую же аудиторию зрителей, как и в театре. Это были уже зрители, а не соучастники представления, как в мюзик-холле; эта аудитория собиралась специально для просмотра зрелищ.

Имеет место дальнейшее стремление к масштабности, внешней помпезности, декоративности зрелища. Понятие “шоу” начинают связывать с эпохой научно-технической революции. Технические возможности оснащают современные формы развлечений новыми художественными приемами. Звукоусилительная и звукосинтезирующая аппаратура, позволяющая добиваться массы выразительных и неожиданных музыкальных и световых эффектов, пространственные декорации, применение кино — все это делает современное шоу зрелищно чрезвычайно впечатляющим.

В России истоки шоу искусствовед Зоркая Н.М. видит в балагане: “В доморощенных, утлых, кустарных формах площадного зрелища, полудеревенской потехе впервые проступают и твердеют, резче прочерчиваются контуры грядущей “индустрии развлечений”, того, что в Америке будет названо “шоу”, что зародилось и начало процветать вместе с подъемом русского свободного предпринимательства и быстро было пресечено, оборвано начавшейся войной и революцией".

История и эволюция балагана сопровождается нарастанием массовости, напрямую связанной с урбанизацией, постоянным ростом городов на протяжении всего XIX века, особенно в пореформенные годы, и, как следствие, пополнением городов все новыми людскими массами, устремляющимися на ярмарочную площадь. Балаганный театр явился первым четко функционировавшим коммерческим зрелищным предприятием в России, чему способствовали, прежде всего, многолюдство и толчея на ярмарочных площадях, заставившие увеличить количество представлений в больших балаганных театрах первой линии. Представления начинались в полдень и заканчивались поздним вечером, шли без антрактов, длились по сорок минут и повторялись по восемь и более раз в день, а это уже почти прокат киноленты в иллюзионе. Балаганы оказались делом весьма прибыльным для их владельцев, сумевших понять важную коммерческую закономерность массовой исторической эпохи: чем дешевле продашь наибольшему количеству покупателей, тем больше наживешь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие публикации:

Типология культуры
Типология (от греческого typos — «отпечаток», «форма», «образец») — способ научного познания, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели. Применительно к культуре типология означает у ...

Творческие принципы А.А. Горского
Начало XX века стало началом новых направлений в русском искусстве. В балете они связаны с именами А. Горского и М. Фокина, по-новому утверждавшими идейно-художественные принципы театра. В новых режиссёрских системах соединились воедино и ...

Литература и театр
Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения литературы, описывающей государства в процессе развития, то есть историографии, наиболее выдающимися представителями начального этапа которой были Гекатей Милетский, Гер ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы