Многообразие моделей концертно-зрелищных программ: общее и особенное

Материалы » Технологические особенности постановки концертно-зрелищных программ » Многообразие моделей концертно-зрелищных программ: общее и особенное

Страница 8

Я. Ратнер указывает, что “каждый компонент зрелищного действия обращен к зрителю, подчинен организации его внимания, его впечатлений. Речь (слово), пластика (жест), вещественная среда, динамические, механические эффекты составляют систему воздействия, развернутую на зрителя”. “Развернутость на зрителя” в шоу — это система экспресивно-динамических эффектов и приемов вовлечения зрителя в действие с заранее рассчитанным результатом.

Единицей воздействия в зрелищных искусствах является аттракцион. «Спектакль, фильм, цирковая программа, шоу — все это различные виды аттракционных систем», утверждает А. Липков.

С. Эйзенштейн понимал сущность зрелища как совокупность разного рода элементов, сводимых к одному знаменателю — аттракциону. Аттракционом именовался “ .всякий агрессивный момент театра… , подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному .", т.е., по С. Эйзенштейну, аттракцион — это элемент произведения, способный интенсивно воздействовать на зрителя, вызывая у него ту или иную планируемую эмоцию.

Если рассматривать значение слова, его этимологию, то латинский корень “attraho” означает притягивать. В более широком понимании аттракцион — это не просто цирковой трюк, а приманка для зрителя, завлекающая его в зал, привлекательность, прелесть зрелища, удерживающая внимание.

В работе “Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона”, пытаясь привести в систему огромное разнообразие аттракционных явлений и воздействий, с которыми человек сталкивается в окружающей его действительности, А. Липков дает свою классификацию аттракционов. Он справедливо считает, что все многообразие аттракционов, встречающееся в реальной жизни, заимствуется зрелищными формами. Автор классифицирует аттракционы по следующим признакам: 1) преднамеренные и непреднамеренные; 2) по эффекту, на который они рассчитаны и 3) по содержанию. Их несколько: аттракцион-неожиданность, аттракцион-рекорд, аттракцион-красота, аттракцион-уродство, аттракцион-диковина, аттракцион-чудо, аттракцион-казус, аттракцион-тайна, аттракцион-запрет, аттракцион-скандал, аттракцион-риск, аттракцион-смерть, аттракцион-насилие, аттракцион-катастрофа.

Эйзенштейновский принцип "монтажа аттракционов" направлен на постижение особенностей механизмов воздействия на зрителя в различных видах искусств, иначе говоря, через термин “аттракцион” С. Эйзенштейн пытался выразить единицу измерений воздействия в искусстве. Анализ эйзенштейновского наследия по вопросу “монтажа аттракционов” приводит нас к выводу, что в этой теории главной для режиссера была .установка на конечную цель, на контроль за эмоциями, сгущаемыми в ту или иную сторону, диктуемую целью спектакля. Режиссерская задача при работе над тем или иным материалом виделась С. Эйзенштейну в переложении темы в цепь аттракционов с заранее заданным конечным эффектом. При этом он понимал, что аттракцион — не подмена содержания произведения, а лишь средство найти этому содержанию наиболее емкую, точную, действенную форму.

К. Станиславский подчеркивал, что качественную сторону представления необходимо "больше всего беречь и усовершенствовать ради … поставленной режиссером цели", т.е. акцентируется внимание на отношении содержания и формы в драматическом искусстве, где содержание должно главенствовать .

Но шоу никогда не ставит в качестве главной задачи быть последовательно сатирическим и злободневным. В любой шоу-программе на первом плане зрительского восприятия оказывается отнюдь не политическая или общественная актуальность, а яркость внешней формы, демонстрация мастерства, исполнительский язык и т.д. Особый тип зрелищности в шоу Г. Фукс видит в следующем: “Краткие представления, богатые сконцентрированными, разнообразными и ритмически связанными переживаниями”.

Шоу-программа – это быстрая и непрерывная смена ощущений, неожиданностей и эксцентрических разрешений сценических ситуаций. Шоу представляет из себя «сгущенное зрелище». При этом качество сгущенного зрелища выше обычного качества эстрадного искусства: максимум разнообразия, максимум выразительности.

Особая атмосфера, возникающая на шоу-представлениях, свидетельствует, что проблема развлечения переходит в проблему общения, в удовлетворение потребности в эмоциональном катарсисе. Известно, что катарсис может происходить не только в процессе восприятия трагедии, он возможен и в концертном зале, и даже на спортивном зрелище.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие публикации:

«Черный фильм»
Конец 40-х, 50-е и начало 60-х годов отмечены в американском кино не только картинками на общественные темы в духе Стэнли Крамера. Большое распространение получил жанр «черного фильма». «Черным фильмом» называлась особая вариация кримина ...

Искусство первобытного человека. Начало исследований
Открытие палеолитического искусства, представленного главным образом наскальными рисунками в Западной Европе, в свое время явилось настоящей сенсацией. Тогда, в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского ...

Возникновение жанров
«Киномоголы» стремились выдавать развлекательную продукцию высшего качества, но не желали рисковать, выпуская картины, коммерческий успех которых был сомнителен. Дабы свести этот риск к минимуму, они стали сосредоточивать свои усилия на ф ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы