Многообразие моделей концертно-зрелищных программ: общее и особенное

Материалы » Технологические особенности постановки концертно-зрелищных программ » Многообразие моделей концертно-зрелищных программ: общее и особенное

Страница 2

В этот период во Франции готовится «мина замедленного действия», которая в последствии буквально взорвёт спокойную жизнь народа.

Париж. Конец XIX века. Общественный бал никогда не носил звания «театра». Театр обнаруживал здесь всяк сюда входящий: импрессионисты – импрессионистический, натуралисты – натуралистический, художники, писатели, поэты искали тут лица, пластику, черты поведения своих героев. То, что ныне видится прообразом коммерческих увеселительных заведений XX века, современники считали самым естественным, свободным, полным «уличной» темпераментности и вместе с тем, глубокого психологизма театром конца XIX века. Именно на этих балах появляется знаменитый зажигательный кан-кан, как издёвка над танцами богатых, да и все программы были построены на колких шутках по поводу «высоких» отношений и манер, присущих балам богатых. Всё здесь было наполнено гротеском. Надо сказать, что пример проведения таких вот народных балов стал показательным для многих стран. Достаточно вспомнить, как популярен был кан-кан в России, а о танго, чарльстоне, твисте вообще говорить не приходится. Можно сказать, что благодаря французским открытиям в СССР появилось понятие «эстрада».

Наступил XX век. Из написанного выше определения зрелищ, нам стало ясно, что они идут в ногу со временем в своём развитии. Как известно, XX век стал веком мировых коллизий, потрясений и переворотов. Можно вспомнить: война 14-го года, погребение праха Неизвестного Солдата под сводами Триумфальной арки Парижа 11 ноября 1920 года, революция 17-го года в Петрограде, 1941 – 45 Великая Отечественная Война и т. д.

В 20-е годы в Германии и в России создаётся множество политических агитспектаклей. 1918 год в Красном Петрограде состоялся политический спектакль под открытым небом. Реформатором балаганного театра в России начала XX века стал А. Алексеев – Яковлев он и создал первые политические театры под открытым небом, а так же, принимал непосредственное участие в постановке «Мистерии – буфф».

Явлением в истории отечественного театра стали Маяковский и Мейерхольд. В 20-е годы ими были поставлены такие постановки как: «Меч мира», «К мировой коммуне», «Взятие Зимнего дворца».

В результате революции в России возник особый вид зрелищности, который стал, по существу, новым видом искусства, выработавшим такое средство выразительности, как зрелищная агитация. Это зрелище было агитационно-пропагандистским способом наглядного обучения и просвещения масс. Социально-эстетическая особенность этого типа зрелищ состояла в том, что они политические идеи делали доступными и наглядными. Зрелищная агитация была рассчитана на восприятие широкими народными массами; слово в таком действе заменялось зрелищной формой общения; предполагалось показать, в сущности, неграмотному человеку в живых картинах историю человечества. Социальная функция зрелища определяла его яркую, доходчивую форму.

От митинга, демонстрации, манифестации массовое представление берет заряд действенности с преобладанием активно воздействующих средств: широкий жест, групповые пантомимические "живые картины" с укрупнением игровой ситуации. Как и театральное представление, зрелище должно сформировать у зрителя образ, но достигается этот результат при помощи понятной, "открытой" аллегории, доступной эмблемы, через плакат и т.д. Для усиления воздействия вводится целый ряд зрелищных, "ударных" эффектов: ритмические контрасты, увеличивающие эмоциональное напряжение, эстрадные и цирковые трюки, музыкальные и световые эффекты, различного рода декоративные элементы.

Характерным примером являются эстетические принципы "Синей блузы", театрального направления 20-х годов: нужно знать 15-20 эффектных приемов, с помощью которых можно создавать бесконечное количество программ на любую тему; особо популярными являются такие приемы, как исполнение хоровой мелодекламации, яркие пластические решения (пирамиды, акробатика, "танец машин" и многое другое).

В конце 50-х годов на Всемирном фестивале Молодёжи и студентов, а именно в 1957 г., знаменитый режиссёр И. М. Туманов ставит серию массовых зрелищ. Митинг памяти Хиросимы на Манежной площади, праздник балета, массовое выступление гимнастов с общим финалом на стадионе – такова была культурная программа фестиваля. Незабываемое празднество 250-летия Ленинграда было воплощено в жизнь режиссёром Г. Н. Товстоноговым. И ни как нельзя не сказать о грандиозной Олимпиаде-80 проходившей в Москве. Она стала большим культурно – спортивным событием с феерическим открытием на стадионе имени В. И. Ленина в постановке И.Г. Шароева, и не менее зрелищным закрытием под чутким руководством мастера И.М. Туманова. Надолго советские люди запомнили того улетающего мишку, символ олимпиады, и знаменитые кадры плачущих людей на экранах телевизоров, провожающих вместе с мишкой весёлые и дружные дни, проведённые в Москве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие публикации:

Ассортимент изделий из твердого и мягкого камня
Обычными широко распространенными изделиями из твердого камня являются всякого рода шкатулки, ларцы, коробочки, вазы, чернильные приборы, полуфабрикат для ювелирной промышленности. Большие подарочные ларцы (изготовленные сериями по нескол ...

Чудеса света
В эллинистический период появились первые списки семи чудес света. Помимо известных египетских пирамид, висячих садов Семирамиды, статуи Зевса работы Фидия и Галикарнасского Мавзолея, в это время были сооружены храм Артемиды в Эфесе, Алек ...

Летописание и литература Древней Руси
Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сотен, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в IX веке и окончив его ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы