Обычаи, ритуалы, поверья и церемонии отхода ко сну

Материалы » Кровать, как центр спального пространства » Обычаи, ритуалы, поверья и церемонии отхода ко сну

Страница 1

Долгое время люди спали группами. И чем больше те были, тем безопаснее считался сон. Даже сейчас в некоторых африканских, гвинейских и австралийских племенах жива традиция общинного сна. Для него выделяется большая постройка, в которой с наступлением ночи располагается все племя. Ночь – это время демонов, которые могут причинить массу неприятностей. Но их можно отпугнуть шумом. Храп, дыхание, детский плач – все это способно испугать нечистую силу. В этом помогают и домашние животные. Их тоже зачастую оставляют на ночь в доме, так как звери очень чувствительны к потусторонним силам и могут предупредить об их появлении [41,6].

Итак, на заре цивилизации люди спали сообща. И, конечно же, они спали на земле, устилая ее травой, ветками деревьев или звериными шкурами. Все изменилось при появлении домов. В них стали выделяться отдельные комнаты для сна. Причем впервые это произошло в Шумере около пяти тысяч лет назад. Естественно, в спальне было и место для сна, но это была уже не лежанка, а достаточно заметное возвышение. Правда, оно было жестким и узким. И тем не менее на таком неудобном ложе спала знать – шумерская, ассирийская, египетская. Изнеженные патриции больше всего ценили собственный комфорт и желали спать со всевозможными удобствами. Это стремление привело к появлению кровати, вернее ее прообраза. Он представлял собой возвышение, застеленное богатыми тканями и мехом. На таком ложе нежились и приближенные императора. Именно из их числа выбирались наместники. Они ехали на завоеванные Римом земли и привозили туда свои привычки, традиции, предметы обихода и обстановки [26,98].

К последним относилась, прежде всего, кровать. Однако у поверженных народов она не прижилась. Галлы, германцы, бритты, саксонцы, ненавидя все римское, оставались верны своему укладу жизни. Спать они продолжали на земле.

Ситуация изменилась лишь в Средние века. В это время в Европе стали строиться каменные дома и замки. Именно это и дало толчок для обустройства спального места. Началось его возвышение. Причиной этому служил банальный холод. Вернее, не холод, а сквозняки по полу жилищ.

Поэтому кровать стала расти над полом, и достаточно стремительно. Сначала ложе устраивалось на небольшом постаменте. Потом к нему начало вести несколько ступенек. А спустя некоторое время появились и такие кровати, на которые нужно было забираться по лестнице. Постепенно кровати стали настоящим произведением искусства. Их делали из самых ценных пород дерева, покрывали удивительно тонкой резьбой и украшали различными фигурками. Такие изделия имели огромную ценность, они даже становились военной добычей [19,17].

В Средние века произошло еще одно превращение – полога в балдахин. Римляне часто завешивали свою кровать полупрозрачной материей, которая защищала спящего от насекомых. В средневековой Европе этот легкий полог трансформировался в балдахин, окутывающий ложе со всех сторон. Плотная ткань не столько защищала от мух и комаров, сколько от холода.

Как уже было сказано, каменные дома и замки европейцев не отличались уютом. Комнаты были большие, очаги и камины протапливали воздух очень неравномерно, поэтому люди все время страдали от сырости. Лучше всего от нее защищал балдахин. Он выполнял и другую функцию – давал супругам иллюзию уединения. В комнате могло присутствовать много народа, но уставшие хозяева вполне могли спрятаться за длинными фалдами балдахина.

В богатых домах на балдахины тратились огромные деньги. Заказывались самые роскошные ткани. Они расшивались золотошвейками и украшались огромными витыми кистями. В домах попроще балдахины были из обычной светлой ткани. К тому же кровати незнатных людей часто делались очень большими, так как на них спала практически вся семья, включая малолетних детей [20,6].

На Руси кровати появились в начале XVII века. А широкое распространение они получили при Петре Первом. Царь-новатор ратовал не только за европейское платье, но и за европейское обустройство жилья. Поэтому у многих придворных в домах появились кровати. Царская “перестройка” никак не затронула крестьянские семьи. Там, как и раньше, продолжали спать на полатях – высоко расположенных деревянных настилах. Было еще одно место для сна – русская печь, которая в течение всей ночи сохраняла свое тепло и грела лежащих. Это был самый уютный уголок в доме, поэтому он отдавался старикам, больным и малолетним детям. Взрослым и здоровым людям предписано было спать на полатях. Во многих крестьянских семьях такой уклад сохранился вплоть до ХХ века. Что до семей купеческих, то тут тоже царил строго определенный уклад. В спальне находился стандартный набор предметов, начиная с кровати и заканчивая горкой, где хранилась посуда, а также неизменный серебряный самовар. Обстановка спальни являлась приданым жены. Ее родителям дороже всего обходилась именно кровать. Она была огромной, с пышной периной и множеством подушек, которые тщательно взбивались и укладывались одна на другую. Перьевая перина вызывала лишь презрение. Можно даже сказать – позорила семью невесты. В цене был пух. Поэтому мать готовила приданое для дочки чуть ли не сразу после ее рождения. Языческие страхи, несмотря на христианское вероисповедание, русские люди никогда не забывали о язычестве. Одним из его проявлений была вера в нечистую силу – леших, домовых, водяных. Именно с ними и связано большинство “сонных поверий”. Например, русский человек никогда не ложился ногами к двери – в противном случае нечистая сила могла унести спящего человека из избы. Интересно, что эта традиция пересекается с восточными обычаями. Но в них все объяснялось с точки зрения энергетических потоков и их благоприятного распределения [26,54].

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Человек как субъект культурного процесса; среда обитания, формирующая человеческую сущность
Человек, как разумное существо живет в двух средах. Первичная – необходимая для всего живого или природная (воздух, солнце). Природная среда существует помимо человека, но для человека разумного нужна еще и другая среда – культурная, она ...

Формирование профессионального театра
Вторая половина ХIХ века была временем формирования профессионального белорусского театра. В его зарождении большую роль сыграла театральная культура соседних народов – русского, украинского и польского. В белорусских городах действовали ...

Русская культура позднего средневековья
Рус. кул. 17 в. хар-ся отходом свет. кул. от религиозной. С одной ст. установ. кр. право, с др. раз-ся капиталистич. отн-ния. В лит-ре нов. жанры: повести религиоз. –философ. плана, нравств. плана (вымышлен. герои). Н-р «Повесть о Фрале С ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы