Этапы развития западноевропейской культуры Средневековья

Материалы » Культура Западной Европы в Средние века » Этапы развития западноевропейской культуры Средневековья

Страница 3

В XII в Провансе на юге Франции (трубадуры), на севере Франции (труверы) появляется куртуазная поэзия, воспевающая Прекрасную Даму. Центры куртуазной культуры – замки. Куртуазная культура («куртуазный» с франц. - учтивый, вежливый, придворный) – это культура придворного этикета, сложный ритуал отношений и нравственных качеств. Составляющей частью куртуазной культуры была куртуазная любовь, современники называли ее «fine amour», «утонченная любовь», которая выражалась в поклонении молодого неженатого рыцаря знатной замужней Даме, возможно, супруге сеньора этого рыцаря или другого высокопоставленного человека. Реализовать влечение к Даме рыцарь не мог, но удовольствие доставляло само ожидание. Для достижения своей цели влюбленный рыцарь проходил несколько стадий-степеней: 1) любовь «колеблющегося», 2) любовь «умоляющего», 3) любовь «услышанного», 4) любовь «друга». На последней стадии ему разрешалось поцеловать руку Даме, заключить ее в объятия. Но все это – при условии преданности, верности своей Даме, готовности выполнить все ее желания. Мужчина должен был уважать женщину, развивать мужские добродетели. Именно средневековая культура Западной Европы впервые вознесла образ женщины до божественного существования. О неземной красоте Прекрасной Дамы, как правило, хозяйки замка, ведущей замкнутый и одинокий образ жизни слагали свои песни трубадуры и труверы (первоначально – бродячие певцы и музыканты, вышедшие из сословия шутов). Великие куртуазные поэты Бернарт де Вентадорн (годы творчества – 1150-1180), Бертран де Борн (ум.1210 г.), Пейре Видаль (годы деятельности 1118-1206), Гильем де Кабестань (кон.12), Пейре Карденаль (1225-1272), поэтессы: графиня де Диа (кон.XII в.), Азаланда де Поркайраргес.

Мне в пору долгих майских дней

Мил щебет птиц издалека,

Зато и мучает сильней

Моя любовь издалека.

И вот уже отрады нет,

И дикой розы белый цвет,

Как стужа зимняя, не мил.

Мне счастье. Верю, царь царей

Пошлет в любви издалека,

Но тем моей душе больней

В мечтах о ней – издалека!

Ах, пилигримам бы вослед,

Чтоб посох страннических лет

Прекрасною замечен был! .

За трубадурами последовали поэты других стран, например, немецкие миннезингеры: Фридрих фон Йохансдорф, Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, Тангейзер, Освальд фон Волькенштейн и др.

Литература была представлена жанром рыцарского романа («Ланселот, или Рыцарь телеги» (1180), «Ивейн, или Рыцарь со львом» Кретьена де Труа; «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха; любовные романы («Тристан и Изольда» Готфрида Страсбургского, «Роман о Розе»), так называемый «животный эпос» («Роман о Лисе»). Городская литература включала небольшие назидательные рассказы в стихах - фаблио (от лат. fibula-«басня, рассказ»), которые в немецкой литературе назывались шванки.

Средневековая музыка. Музыка в Средневековье различалась на светскую и духовную. Светская музыка представлена народными песнями, песнями вагантов, трубадуров, актеров и др. Музыка эта была монофонической, аккомпанемент – дудочка или струнный инструмент. Духовная музыка была непременным атрибутом католической мессы. Музыка входила в число «семи свободных искусств», центрами обучения в раннем Средневековье были монастыри, с XII в. – соборы и университеты. В XI в. монах Гвидо д’Ареццо создал нотное письмо и дал название 7 нотам гармонии. В XII в. в парижском соборе Нотр Дам на смену унисонному пению приходит сложное многоголосие, которое получит распространение как в церковной, так и в светской музыке.

Средневековый театр. В истории средневекового театра выделяются два периода:

– Ранний (V- XI вв.) период, для которого характерны народные праздники с элементами театрализации, часто связанные с языческими обрядами, а потому преследуемые церковью; и литургические мистерии.

– Зрелый период (XII-XIV вв.). появляются профессиональные актеры, переезжающие с места на место. Первым средневековым драматургом считают Адама де Ла-Аль (ок.1238-ок.1287 гг.), в пьесах которого перемешаны сказочные мотивы с сатирическо-бытовыми. В XIV-XV вв. появляются театрализованные представления:

1. Фарс (от лат. Farcio - «начинаю») – небольшие комические пьесы бытового содержания.

2. Миракль (от лат. Miraculum – «чудо») – жанр религиозной драмы, сюжетную основу которой составляли легенды о чудесах, которые совершает Богоматерь, какой-нибудь святой, известный как покровитель данной местности.

Страницы: 1 2 3 4

Другие публикации:

Особенности внимания у спортсменов в процессе тренировки по мини-футболу
Успешность игровых действий футболистов, по данным Г. М. Гагаевой, В.В.Медведева и др., в значительной степени определяется высоким уровнем развития у них таких свойств внимания, как объем, интенсивность, устойчивость, распределение и пер ...

Чудеса света
В эллинистический период появились первые списки семи чудес света. Помимо известных египетских пирамид, висячих садов Семирамиды, статуи Зевса работы Фидия и Галикарнасского Мавзолея, в это время были сооружены храм Артемиды в Эфесе, Алек ...

Создание Голливуда
Почти сто лет назад, в начале 1908 года, первые американские кинопроизводители потянулись из колыбели национальной киноиндустрии – Нью-Йорка на Западное побережье, в Калифорнию. Так появился Голливуд – великая «фабрика грез» и столица илл ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы