Этапы развития западноевропейской культуры Средневековья

Материалы » Культура Западной Европы в Средние века » Этапы развития западноевропейской культуры Средневековья

Страница 2

На Западе монашество возникло позже, чем на Востоке. Его основателем можно считать итальянца Бенедикта Нурсийского (ок.480-545), который основал Бенедиктинский орден (объединение монастырей с единым уставом). Главными особенностями монахов-бенедиктинцев было не только воздержание, молитва, но и возделывание земли, разведение садов и т.п. Этот орден противоречив, как и вся эпоха: одной рукой монахи раздавали милостыню, делали это открыто и прилюдно на больших празднествах, чем и заработали себе славу, а другой – забирали деньги у народа и богатых дворян. Они прославились изобретением индульгенций – прощением грехов за деньги. Бенедиктинцы фактически захватили власть в Европе, ни один король не имел права короноваться без их разрешения. К XII в. их власть ослабла, и их место в политической жизни Европы занял Доминиканский орден (основатель – испанский монах Доминик Гусман (1170-1221), прославившийся чрезвычайной жестокостью и борьбой с еретиками. Инквизиция (от лат. inquisitio – «розыск, расследование») – специальные трибуналы католической церкви, созданные для борьбы с еретиками. До этого еретиков либо изгоняли из города, либо публично обвиняли в еретичестве и проклинали. Костер, как мера, избавляющая якобы грешную душу от страшного греха, стал единственным средством борьбы с еретиками с приходом Доминиканского ордена к власти. Достаточно было просто сказать, что твоя соседка ведьма – и ее сожгут без суда и следствия, а ее имущество достанется тому, кто распознал неверную. Можно себе представить масштаб инквизиции, если имущество человека стало единственной мерой его виновности перед Богом.

Между тем, повышается уровень светского образования. В XII в. появляются университеты. Основные факультеты: богословский, юридический и медицинский. Каждый университет имел специализацию: Парижский готовил интеллектуальную элиту в области философии и богословия, изучение древнегреческих текстов, Аристотеля; Болонский университет специализировался на римском и церковном праве; университеты в Монпелье и Салерно готовили медиков. Создается действенная правовая система.

Художественная культура. Романский стиль, романика (от лат. romanum – «римский») – стиль европейского искусства X-XII вв. возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и культуры варварских племен. До Х в. господствовал прароманский стиль. Здания отличались простотой, создавались из элементов римских построек или декорировались ими, в основном это были круглые или многоугольные церкви, заимствованные у византийской архитектуры. Например, собор Сан-Витало в Равенне 526-548 г., строился византийским императором Юстинианом, Дворцовая капелла в Ахене (792-805), построенная Карлом Великим. Романский стиль представлен суровой архитектурой крепостного характера: замки, монастыри, церкви на возвышенных местах. Он прост, тяжеловесен, монументален. Главный тип романского храма – трехнефная базилика. Это храм-крепость с толстыми мощными стенами, узкими оконными и дверными проемами, полуциркульными арками. В плане напоминал латинский крест. Золотой век романской архитектуры – XII в. В романских храмах воплощение красоты было призвано приблизить человека к Богу, погрузить в мир религиозных переживаний. В убранстве интерьере значительно е место отводилось фрескам и витражам, заполнявшим оконные проемы. Многоцветные росписи покрывали поверхности стен и сводов; использовался экспрессивный, динамичный рисунок, передающий драматизм библейских сцен. На порталах романских соборов обычно громоздились неуклюжие фигуры с заметно искаженными пропорциями, схематично. Приблизительно передающие черты лица. Каменная резьба, украшавшая наружные стены соборов, нередко из растительного и зооморфного орнаментов, изображений мифологических чудовищ, экзотических животных, птиц, почерпнутых из различных источников: хроник, басен, фольклора и т.д. Архитектурные памятники разбросаны по всей западной Европе, особенно во Франции (соборы в Клюни, Пуатье) и Германии (Майнц, Шпейер, Вормс).

Готический стиль, готика (от ит. Gotico – «готский», от названия герм.племени готов) – художественный стиль, преимущественно архитектурный, господствовавший в искусства с XII до XV-XVI вв. Главный феномен готики – кафедральный собор. Главная особенность готического храма – крестовый нервюрный свод стрельчатой формы. Благодаря нервюру (стрельчатой дуги), готический храм устремлен ввысь, стены его кажутся более легкими, ажурными. Их прорезали огромные окна с многоцветными витражами. Характерная особенность готического храма - круглые витражные окна (т.наз. «розы»). Собор украшали стрельчатые арки, порталы, ажурные башни, статуи, скульптурные группы, орнаменты и химеры (фантастические фигуры зверей). Примеры готической архитектуры: собор Санта-Мария-дель-Фьоре и церковь Санта Кроче XIII-XIV вв. во Флоренции; во Франции: церковь Сен-Дени, собор Парижской Богоматери, собор в Лане, Шартрский собор, соборы в Реймсе и Амьене, капелла Людовика IX, «Святая часовня» Сен-Шапель; в Германии – соборы во Фрейбурге и в Ульме, Кёльнский собор; в Англии – собор в Солсбери, Кентерберийский собор; в Италии – Миланский собор, В Чехии – собор св.Вита и др. Самым знаменитым циклом скульптур периода готики считается скульптурный декор собора в Наумбурге (Германия) – рельефы «Страстей Христовых» и 12 статуй основателей (донаторов) храма. Эпоха готики – время расцвета книжной миниатюры, эмалей, художественного ткачества, декоративных изделий из серебра и проч.

Страницы: 1 2 3 4

Другие публикации:

Контркультуры
Старейшей является контркультура преступного мира. [6]. Ее появление было вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон (ссылки в отдаленные места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образова ...

Теория культурно-исторических типов
С несколько иных позиций эволюционная теория отвергалась представителями теории культурно-исторических типов – Данилевским, Шпенглером, Сорокиным, Тойнби. Для них существовали не абстрактные, а множество реально существующих типов культур ...

Место и роль «Толкового словаря» В. И. Даля в истории русского языкознания
Современные русские словари русского языка обычно составляет большая группа специалистов-филологов. Самый известный словарь XIX в, который до сих пор пользуется большим авторитетом и часто цитируется, создал ─ в одиночку! ─ не ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы