Пирамиды

Материалы » Архитектурные памятники Древнего Египта » Пирамиды

Страница 2

Предположение Жомара о метрологическом характере пирамид уточнено М. Мауссом. Измерения и пропорции всех законченных пирамид непосредственно связаны с египетской системой мер. Для доказательства достаточно упомянуть, что сторона Большой пирамиды равна 600 локтям, или 1 стадию. Большая пирамида является как бы каноном мер.

Впрочем, эти разнообразные функции не противоречат друг другу и ничем не нарушают основной идеи пирамиды как погребального сооружения. Тесная связь пирамиды с египетской системой мер — с одной стороны, и с областью изучения астрономических явлений — с другой, как бы подчеркивает культовый характер этого памятника.

Подземные гробницы

Эпоха пирамид заканчивается в Нижнем Египте около VI династии, период мастаб — около XI. Позднее пирамида встречается лишь как исключение. Существует вид пирамиды, поставленной на мастабу: в развалинах Абидоса есть такие гробницы, представляющие собой цоколь с пологими плоскостями, на котором, в свою очередь, возвышается небольшая пирамида. Образцами позднего вида пирамиды являются вытянутые пирамиды Эфиопии.

Композиция небольшой пирамиды на мастабообразной базе характерна для периода Среднего царства. Прототипом ее являются уже храмы солнца V династии, где ставился обелиск на подобной базе.

Эпоха XII династии характеризуется сооружением подземных гробниц с наружным портиком; начиная с XVIII династии, портик исчезает, и вход в подземелье маскируется.

Мы уже говорили выше о высеченных в скалах гробницах с портиками Бени-Гассана; рисунок 59 воспроизводит внутренний план одной из фиванских гробниц, в которой вход совершенно замаскирован земляной насыпью, похожей на естественный холмик.

Эти гробницы представляют собой несколько видоизмененный и расширенный план галерей в пирамидах; единственное отличие состоит в отсутствии опускных плит, которые перегораживают галереи пирамид. Здесь такие плиты явились бы плохой защитой, так как при рыхлости скалы их легко было бы отбить; чтобы отвлечь внимание грабителей, воздвигались стенки, маскирующие продолжение галерей, или даже ставились ложные саркофаги.

Настенная роспись гробниц носит тот же характер, что и в пирамидах и мастабах, изменяется только сюжет: вместо все реже встречающихся бытовых сцен начинают преобладать мифологические мотивы.

Не только сюжеты, но и стиль росписей периода Среднего и особенно Нового царства отличаются от Древнего царства.

Постепенное расширение подземных гробниц.

Та же мысль, которая руководила зодчим при сооружении пирамиды, была положена в основу создания длинных галерей подземных гробниц: усыпальница для фараона должна была быть закончена, когда бы ни наступил час его смерти. Сначала строили первую подземную камеру, затем проводили галерею ко второй камере, обычно более обширной и богаче обставленной, и т. д. Слишком рыхлые слои скалы обходили, проводя шахту в другом направлении; на рисунке 59, А дан пример таких обходов. Иногда на пути прокладываемой шахты встречалась уже ранее сооруженная гробница, и тогда снова приходилось уклоняться в сторону (гробница Рамсеса III). Часто шахта оставалась незаконченной: это означало, что ко дню смерти фараона последние камеры еще не были готовы.

В этой главе мы узнаем про гробницы и про одну из разновидностей гробниц – это пирамиды. Также о методах постройки этих самых пирамид, о подземных пирамидах и расширялись подземные пирамиды.

Страницы: 1 2 3

Другие публикации:

Человек в контексте культуры
Человек есть главный предмет культурологии. Гуманитарный ее статус определяет, что вся проблематика культуры сводится, в конечном счете, к человеку и им же, по сути, вся эта проблематика определяется и создается. Человек – творец культуры ...

"Философические письма" П.Я. Чаадаева. История публикации и реакция общества и власти
Чаадаев Петр Яковлевич родился в 1794 г. в семье московского дворянина. Его отец принадлежал к военному сословию, а мать была дочерью известного русского историка князя М.М. Щербатова. Рано остался сиротой. Его с братом Михаилом забрала к ...

Исполнение мечты – Большой театр СССР
Летом 1960 г. Мариса Лиепу пригласили участвовать в гастрольной поездке Большого театра в Польшу. На гастролях он станцевал партии в балетах "Тропою грома" К. Сергеева, "Дон Кихот" и в сцене "Вальпургиева ночь&quo ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы