Основная морфологическая единица культуры – культурная форма. Культурная форма – это модель, способ передачи социальной информации, хранения определенного ценностного содержания.
Культурные формы делятся на:
– Семантические:
А) Норма – стандарт культурной деятельности, регулирующее поведение людей (табу, предписания, правила, законы, заповеди, императивы);
Б) Ценность – способность предметов и явлений удовлетворять потребности человека (материальные, духовные ценности);
В) Идеал – обобщенное ценностное представление о совершенстве, образ предмета, наделенный свойствами универсальности, абсолютности.
Г) Символ (греч. simbolon – «опознавательный знак») – художественная категория, выражающая идеальное содержание материальных вещей и процессов. Его значение выходит за пределы, определяемые непосредственно изображенным явлением, символ имеет множество смыслов.
– Деятельностные:
А) Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов;
Б) Обряд – совокупность стереотипных условных коллективных действий, выражающих социальные идеи, представления, нормы, ценности и вызывающие определенные коллективные чувства;
В) Ритуал – форма символического поведения, не имеющего непосредственного прагматического значения (календарные ритуалы, ритуалы перехода, искупительные, жертвенные ритуалы, запретительные, ритуалы дарения и др.)
– Виды культуры:
Материальная культура (бытовая сторона жизни людей, производство, техника),
Духовная культура (язык, религия, философия, искусство, мораль, наука),
Социальные измерения культуры (мораль, право, политическая культура).
Уровни культуры:
– Культура личности;
– Культура социальных и этнонациональных групп;
– Общечеловеческая (мировая) культура.
Функции культуры:
– Смыслополагающая – придание смысла человеческому существованию;
– Аксиологическая – процесс выработки и распространения ценностей;
– Преображающая – изменение среды обитания человека, духовное совершенствование, преображение самого человека;
– Творчески развивающая – развитие и реализация творческих способностей личности;
– Информационно-коммуникативную – накопление и трансляция знаний, культурного опыта;
– Адаптивная – адаптация, приспособление человека к окружающей среде, обеспечение человека безопасностью и комфортом;
– Социализирующая – обеспечение вхождения индивида в жизнь общества;
– Интегрирующая – культура объединяет народы, социальные группы, государства;
– Гедонистическая – удовлетворение потребности в красоте, совершенстве, доставление интеллектуального, эстетического и других видов удовольствий.
Другие публикации:
Актриса театра
Кнебель стала актрисой, повинуясь внутреннему голосу, желание было сильнее её. Но ни на день и ни на час не забывала она о жестоком приговоре отца, бывшего для нее непререкаемым авторитетом, что с такой внешностью на сцене делать нечего. ...
Знаменитые работы
Одной из самых известнейших картин потрясающих воображение является "Масленица" (1916). Эту знаменитую картину Кустодиев задумал, лежа в больнице после второй операции. Он добился разрешения писать у оперировавшего его профессор ...
Профессиональное хореографическое искусство Чеченцев и Ингушей как яркое воплощение
образа горского народа
В начале XX в. хореографическое искусство России достигло огромных успехов и обрело признание и слову во всём мире.
В советской стране в единстве со всеми областями художественного творчества развивалось в хореографии.
Чеченское искусст ...