Выражение в искусстве - это целостное и синтетическое высказывание средствами выражения, адекватными средствам восприятия. В фотографии выражение представляет собой мгновенный результат симультанной моторной деятельности рук и глаз. Язык выражения в фотографии - язык символического распознавания и обозначения вещей. Фотография считается выразительной, когда она способна передать (индуцировать) от автора зрителю визуально воспринимаемое напряжение.
Творческие цели и задачи фотографа в художественной фотографии, приёмы и способы их реализации.
Цель №1. Придание произведению искусства образности и выразительности.
Приёмы:
Верное определение взаимоотношения фигур.
Создание явных различий между доминирующими и второстепенными единицами композиции. Центральное и наиболее объёмное расположение сюжетно-важного объекта.
Использование обособленности объекта в композиции - средство придания ему важности.
Усиление сюжетно-композиционного центра изображения посредством углубления перспективы.
Создание иерархии объектов посредством светового и цветового контраста. Тёмный и тусклый по цвету, предмет выглядит гораздо меньше, чем яркий, при одинаковых геометрических размерах.
Определение решающего мгновения съёмки.
Схватывание во времени наиболее характерных (по мнению фотохудожника) особенностей объектов.
Использование движения в кадре для усиления роли главного объекта композиции.
Цель №2. Придание произведению искусства легкого восприятия".
Приёмы:
Максимальное упрощение композиции с целью наиболее лёгкого её прочтения при минимальном объёме затраченной энергии.
Эргономичность и простота.
Отсечение всего лишнего, что, по мнению автора, мешает восприятию главного.
Световая и цветовая акцентировка сюжетно - композиционного центра.
Расположение основных объектов изображения вдоль силовых линий и полей, в соответствии с логикой прочтения изображения (слева направо и сверху вниз).
Сведение композиции к комбинации простых геометрических фигур. Использование простых композиционных контуров.
Усиление симметрии. Искусственное привнесение в изображение физического равновесия.
Изображение наиболее легко читаемо, когда сюжетно-важная его часть тяготеет к верхней левой четверти кадра.
Упрощение фотографии вплоть до абстрактной беспредметной картинки
Усиление контрастов.
Чёткое отделение фигуры от фона. Выпуклые очертания фигур благоприятствуют выделению их относительно фона, фигуры с вогнутыми очертаниями менее заметны.
Организация рифмы очертаний таким образом, чтобы она подсказывала и дополняла содержание фотографии.
Согласованность изобразительных единиц между собой, группировка их в единую изобразительную единицу.
Съёмка сюжета с явно предсказуемой элементарной реакцией зрителей (радость, умиление, гнев и т.д.).
Цель №3. Создание художественной фотографии в жизнеутверждающем, позитивном ключе. Создание ощущения стабильности и ясности запечатлённой ситуации с целью получения зрителем наибольшего удовольствия в процессе восприятия.
Приёмы:
Равновесная композиция. Баланс очертаний и цвета.
Преимущественная фотосъёмка статичных ситуаций без движения в кадре.
Центральное расположение сюжетно-важной части изображения.
Чёткая расстановка композиционных акцентов. Явная смысловая поляризация композиции.
Объёмные элементы композиции располагаются снизу.
Облегченный верх и утяжелённый низ создаёт ощущение устойчивости композиции.
Другие публикации:
Литература. Письменность. Музыка. Наука
Наиболее древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н. э. Вероятно, существовали и бол ...
Народное зодчество
Москва стала главным городом России в то время, когда русский народ в своем историческом движении начал поворачивать с востока на запад, от степи к морю. Этот поворот, только что начавшийся и медленный, обозначился, однако на Москве отбле ...
Польская музыкальная культура. К. Шимановский
Польская музыкальная культура - одна из древнейших среди славянских. До 1918 года она, как венгерская и чешская, развивалась в трудных условиях национальной угнетенности. Соответственно развитие духовного потенциала было ограничено. Лишь ...