Весь корпус выкован из одного куска, а не склепан из отдельных пластин. Это сделало шлем значительно более легким и прочным. Шлем украшен серебряными чеканными накладками. На накладках верхней части - изображения архангела Михаила, рядом - святых Федора и Георгия, а сзади- святого Василия. По краям пластины идет надпись: "Великий архистратиже Михаиле помози рабу своему Федору". Федор - имя Ярослава Всеволодовича в крещении. Ныне шлем является одним из ценнейших экспонатов коллекции оборонительного вооружения Оружейной палаты Московского Кремля. Таким образом, в целом в доордынский период была создана мощная древнерусская культура. Далее на Руси настанут тяжелые времена, нашествие монголо - татар нанесет культуре Руси значительный урон, но русская культура не погибнет. Она смогла выразить такой высокий духовный идеал, она обладала такими мощными творческими возможностями, таким большим запасом оригинальных художественных идей, что далеко себя не исчерпала. Древнерусская культура XI - XII вв. заложила основы для культуры новой русской государственности - Московского царства.
Общество обязательно оставляет следы своей жизнедеятельности, многообразные свидетельства. Они и служат для нас источниками. На крутых поворотах истории исследование этих источников поможет осознать, кто мы такие и куда мы должны идти. Источники могут «дать» ответы на те вопросы, которые им «зададут», а формулируют их исследователи, которые вольно или невольно подвержены влиянию своего общества, цивилизации. Таким образом, с изменением общества, его мировоззрения, меняется и история. Отсюда, процесс познания истории бесконечен, во всяком случае, настолько, на сколько бесконечно само человечество.
Проанализировав представленные источники, можно сделать вывод о том, что культуру Киевской Руси можно назвать самой молодой в европейском регионе и хронологически, и содержательно: по ее ученическому характеру в усвоение веры и книжной мудрости у византийских учителей, уверенности в своих молодых ратных силах, легкости в присвоении обширных территорий на Севере и Севере– Востоке, по детской настойчивости и озорству в соединении привычных языческих традиций с новшествами христианской культуры. Этот образ Киевской Руси – ребенка- отрока многое позволяет увидеть и понять.
Культура, сложившаяся в Киевской Руси, отличалась своеобразием от предшествующей ей эпох. Прежде всего, это культура цивилизации, отличающаяся от культур варварских. Все попытки заложить основы прочной цивилизации, добиться самостоятельности оказывались до сих пор безуспешными: Русь занимала пограничное, промежуточное положение между земледельческими цивилизациями Европы и кочевыми, скотоводческими, варварскими по сути культурами Азии. Сарматы, гунны, авары, позднее печенеги и половцы оставались варварскими народами. Поэтому Русь выступала в определённой степени щитом, ограждавшим Европу от натиска с востока, принимая на себя первый удар. Культура Руси - это культура "пограничья", форпоста.
В период создания и развития государства Русь была создана мощная культура, европейская по типу и направленности. Материальная и духовная культура средневековья развивалась постоянно по пути прогресса, хотя на этом пути были и задержки, и движения вспять, что определялось конкретно-историческими условиями страны. Поэтому вряд ли верны существующие и поныне представления о застойности, неизменности на протяжении веков средневековой культуры. Высокий уровень культуры, созданный в X — начале XII веков, опирался на длительный предшествующий процесс развития культуры славян-земледельцев. Древнерусская культура развивалась в тесном взаимодействии с культурами соседних стран, в первую очередь Византии.
Другие публикации:
Неформалы на экологической и экокультурной ниве
По данным журнала «Коммунист», в 1960 г. в стране была одна молодёжная дружина охраны природы, в 1970 г. – 11, в 1978 г. – 57, в1985 г. – 96, в1987 г. – 121. Однако жить и действовать им стало не легче, а тяжелее, чем раньше.
В январе 19 ...
Граффити цифровой эпохи, или Интернет-граффити
Граффити на стенах городов - явление древнее и привычное. Когда появились виртуальные "стены" и "доски объявлений" в интернете, граффити появились и там. За неимением других средств, кроме букв, цифр, всяких символов и ...
Стиль "пост-Голливуд"
Возник как реакция на последствия "экономического чуда" в Европе после Второй Мировой войны. Философская база – идеи Ф. Ницше ("о смерти Бога") и О.Шпенглера (о закате Европы). Герой фильмов - лишний человек в обществе ...