Биография Матиса Грюневальда

Материалы » Великие художники » Биография Матиса Грюневальда

Страница 1

Великий неизвестный

Эпитеты «таинственный» и «загадочный» стали неотъемлемой принадлежностью имени Грюневальда. Еще в конце 19 века его имя даже не было известно, а многие его произведения приписывались Альбрехту Дюреру. Мы знаем о его жизни меньше, чем о ком-либо из его великих современников. Имя Грюневальда было найдено в труде «немецкого Вазари» — художника и автора жизнеописаний немецких живописцев — Иоахима Зандрарта, и посвятившего «мастеру Матеусу из Ашаффенбурга», которого он дважды назвал «Матеус Грюневальд», целую главу своей «Немецкой Академии». Эти скупые сведения лишь не так давно стали дополняться новыми источниками, хоть в какой-то степени обрисовав канву жизни мастера и круг его произведений.

Факты биографии

Реальная, опирающаяся на факты биография Матиса Нитхарта, начинается с 1504 года. К этому времени относится запись о выплате денег в связи с выполненным им в Ашаффенбургском замке заказом. Современники чаще всего и называли его «мастер Матис из Ашаффенбурга», но нотариальный акт, документ, должный быть безукоризненно точным, говорит о «Матисе Нитхарте из Вюрцбурга». Этот город, ни разу не встречающийся в творческой биографии художника, и следует, видимо, считать местом его рождения.В Вюрцбурге данных о родителях художника не обнаружено; дату его рождения можно определить лишь приблизительно между 1475 и 1480 годами. В Ашаффенбурге, резиденции Майнцского архиепископа Уриэля фон Геммингена, Матис Нитхарт уже работал во всяком случае с 1504 года.

Геллеровский алтар

Немногое мы знаем и о заказчиках первых его картин. В 1509, после бесконечных отсрочек, во Франкфурт прибыла большая алтарная картина Альбрехта Дюрера «Вознесение Марии». Боковые створки были выполнены его же учениками в Нюрнберге. Заказчиком этого алтаря был богатый франкфуртский купец Якоб Геллер, который должен был служить эпитафией Геллеру и его жене Катарине Мелем по их смерти. Зандрарт упоминал выполненные Матисом из Ашаффенбурга гризайлью четыре створки алтаря с наружной стороны — неподвижные его части, которые видны, когда алтарь закрыт. На створках святые — целители Лаврентий, Кириак, Елизавета и Люция. В живописи створок Геллеровского алтаря несомненно отразилось духовное кредо художника, как и напряженная. Атмосфера его времени, заряженная током новых духовных исканий. Движения, повороты голов, жесты рук святых порывисты, силуэты описаны нервными и трепетными линиями, краски полыхают, сама живопискная материя взбудоражена и взвихрена, во всем чувствуется экстремальность, рождающая впечатление мистического озарения, экстатического видения.На створках Геллеровского алтаря впервые встречается усложненная монограмма художника: сплетенные M и G и отдельно стоящая N. Следовательно, уже в эти годы художник стал пользоваться наряду со своей настоящей фамилией, еще и прозвищем Готхарт. В посмертной описи имущества Нитхарта упоминается жалованная грамота о дворянстве. Скорее всего, присвоение ему второго имени связано с актом возведения его в дворянское достоинство — архиепископ как курфюрст имел на это право. При дворе майнцского архиепископа. Живописец, строитель, гидромеханик. Почти одновременно с написанием створок алтаря, или, может, чуть раньше, в 1509-10 гг. соборный капитул города Майнца ведет с Нитхартом переговоры как со специалистом по водяным сооружениям, о строительстве водопровода и фонтана в замке Клопф-ам-Бинген, вблизи Майнца. Так мы узнаем еще об одном призвании Нитхарта — он гидромеханик. Служба при дворе Уриэля фон Геммингена была связана как с работой живописца, так и с обязанностями руководителя строительства архиепископского дворца в Ашаффенбурге. Еще при жизни Геммингена и, видимо, с санкцией своего покровителя, Грюневальд отправляется в Изенгейм, чтобы выполнить заказ братства св. Антония. Монастырь в Изенгейме был основан орденом братьев св. Антония в 1298 г. на землях Базельского епископства. Покровителем ордена считался Антоний Великий. Св. Антоний излечивал от антонова огня (народное название гангрены). Кроме святого Антония в монастырях чтили также Иоанна Предтечу и св. Себастьяна. Первый был патроном родственного ордена иоаннитов (мальтийских рыцарей) и считался целителем эпилепсии, второй особенно почитался как защитник при эпидемии чумы.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Государственном театре оперы и балета Латвийской ССР и Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
По окончанию МАХУ Марис Лиепа вернулся в Ригу, работать в Государственном театре оперы и балета Латвийской ССР. Там он станцевал несколько сольных партий, в том числе па-д`эсклав из "Корсара" и гран-па из "Раймонды". М ...

Различия менталитета представителей разных культур
Мы все интуитивно понимаем, что представители разных культур значительно отличаются друг от друга. Но точное определение этого отличия довольно затруднительно. Дифференциация этих отличий через конкретные явления культуры недостаточно, не ...

Годы кризиса
Серьезно повредило американскому кинопроизводству телевидение, ставшее для кино конкурентом номер один. Во второй половине 40-х зрители стали реже посещать кинотеатры. Все больше людей проводили вечера перед телевизорами, количество котор ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы